Историк: авария шаттла Columbia вызвала ужесточение требований безопасности
Требования к безопасности космических кораблей после происшедшей 20 лет назад трагедии с шаттлом Columbia были значительно ужесточены американским космическим руководством, отметил историк космонавтики Александр Железняков. Беседу с ним 1 февраля опубликовало РИА Новости.
Новые требования привели к тому, что теперь разработка космических кораблей в США идет намного медленнее, отметил Железняков и уточнил, что в Советском Союзе этот процесс произошел гораздо раньше.
Первого февраля 2003 года поврежденное крыло шаттла Columbia вызвало при возвращении на Землю сначала пожар, а затем разрушение корабля. Все семь членов экипажа погибли, напомнил собеседник агентства и добавил:
«Можно было бы ее [аварию] если и не предотвратить, то по крайней мере предусмотреть возможные меры по спасению экипажа в сложившейся тогда ситуации. После этого, конечно, NASA очень ужесточило требования к безопасности астронавтов».
Историк считает, что в США с созданием системы Space Shuttle и принятием после аварии шаттла Challenger в 1986 году новых требований к безопасности наступила «некая эйфория». В NASA были уверены, что «корабль настолько хорош, что с ним уже больше ничего не может случиться». Именно это и привело к трагедии 2003 года, заявил Железняков.
Увидеть, как введенные после гибели Columbia требования тормозят разработку в США новой космической техники, можно по значительным отставаниям относительно заявленных планов реализации проекта корабля Orion для полетов на Луну, а также разработки кораблей Dragon компании SpaceX и Starliner компании Boeing, отметил историк космонавтики.
«Это как раз из-за того, что требования стали очень жесткие, иногда даже чрезмерно жесткие. Но оправданные, потому что жизнь космонавта, да и вообще любого человека, бесценна. Тут нельзя говорить о том, что это неоправданная какая-то жесткость», — подчеркнул Железняков.
Он рассказал, что в СССР безопасность космических полетов вышла на первый план после трагедий с завершением полетов Владимира Комарова на корабле «Союз-1» в 1967 году и космонавтов Добровольского, Пацаева и Волкова на корабле «Союз-11» в 1971 году.
После этого советские конструкторы разработали системы безопасности полетов и регламенты действий в нештатных ситуациях, которые помогли разрешить проблему с неудачным стартом в 1975 году, кода космонавты Олег Макаров и Василий Лазарев после отказа третьей ступени ракеты и 21-минутного полета приземлились на Алтае. В 1983 году аварийная система корабля спасла Владимира Титова и Геннадия Стрекалова после того, как ракета загорелась прямо на стартовом комплексе.