Ученые выдвинули гипотезу, что люди видят сны, чтобы не ослепнуть

Изображение: (cc)Atlantios
Сохранить зрение
Сохранить зрение

Теорию о том, что яркие образы и картины, которые люди видят во сне, нужны для того, чтобы стимулировать деятельность зрительной коры с целью предупреждения ее деградации, выдвинули американские физиологи Дэвид Игельман и Дон Вог в своей работе опубликованной 24 июля на сайте biorxiv.org.

Ученые в своем исследовании опирались на свойство человеческого мозга, которое называется нейропластичностью. Суть в том, что в человеческом мозге нейронные связи находятся в постоянной динамике, они изменяются, удаляются, заменяются.

Такое свойство мозга позволяет те участки мозга, которые перестают работать по своим непосредственным задачам, переориентировать на выполнение других задач. Наиболее яркий пример, это как у слепых людей затылочная доля мозга, отвечающая за зрение, переключается с обработки зрительной информации на усиление тактильных ощущений.

Ученые для подтверждения своей теории провели ряд экспериментов. Особый интерес представлял собой эксперимент, когда людям, после того, как они пробыли с закрытыми глазам 40-60 минут, давали задания, которые требовали исключительно тактильных навыков.

Ученые установили, что несмотря на то, что люди не задействовали зрение совсем недолго и для выполнения данных им зданий оно вовсе не требовалось, у них во время выполнения тактильных заданий активизировалась первичная зрительная кора. То есть даже за такой короткий промежуток времени произошло перераспределение ресурсов — неработающих участков мозга, отвечающих за зрение.

Ученые предполагают, что мозг борется с нейропластическими вторжениями в зрительную систему, поддерживая активность затылочной коры ночью. Они назвали это теорией защитной активации.

И с такой точки зрения сновидения существуют для того, чтобы не допустить захвата зрительной коры другими областями мозга. В конце концов, наступление темноты не уменьшает возможностей тактильных ощущений, слуха, вкуса или запаха. Только зрительный ввод перекрыт темнотой.

Но у специалистов сразу возник к теории ряд вопросов. Да, в ходе эксперимента была подтверждена замена нейронных связей. Но тут надо доказать, что за несколько часов эти изменения могут быть очень масштабными. И только после доказательства большого масштаба и высокого темпа таких изменений можно строить вытекающие из таких изменений научные теории.