1. Политическая война
  2. Действия Турции в Ливии
Анкара, / ИА Красная Весна

Турецкий аналитический центр SETA описал главные риски Турции в Ливии

Изображение: facebook.com/pmGNUmedia
Главы Ливии и Турции в Анкаре
Главы Ливии и Турции в Анкаре

Разделение Ливии между двумя конкурирующими центрами силы является одной из основных движущих сил продолжающейся борьбы за власть и главным источником рисков для Турции, заявляет Бильгехан Озтюрк на страницах аналитического отчета крупнейшего турецкого стратегического центра SЕТА «Радар безопасности. Геополитический потенциал Турции в 2022 году», вышедшего в конце декабря 2021 года.

Абдул Хамид Дбейба, премьер-министр правительства национального единства, не контролирует Ливию. Глава Ливийской национальной армии (ЛНА) фельдмаршал Халифа Хафтар, фактический контролирующий восток и юг Ливии помешал Дбейбе сначала посетить Бенгази на востоке, а затем Гхат на юго-западе.

Из-за правления Хафтара в Киренаике на востоке и доминирования в районе Феццан на юге правительство национального единства не может расширить свою власть далее региона Триполитания на северо-западе Ливии. Это происходит, несмотря на то, что правительство международно признано и легитимно.

Географическое и политическое деление применяется и другим сферам жизни Ливии. В стране разделены военный сектор и экономика. Хафтар не признает должность исполняющего обязанности министра обороны в правительстве Дбейбы или власть Президентского совета (ПК) над Ливийскими вооруженными силами. Вооруженные группы Хафтара как в Киренаике, так и в Феззане доминируют в сфере безопасности в качестве самопровозглашенной армии.

Точно так же восточное отделение Центрального банка Ливии в Аль-Байде функционировало как параллельное и автономное учреждение по сравнению с отделением в Триполи.

Разделение Ливии вызывает озабоченность у Турции. При этом Турция признает и поддерживает только законные власти в Триполи, которым не позволяют распространить свою власть на Киренаику и Феццан. Ограниченный характер законной власти становится ее слабым местом. Текущая ситуация ведет к разным рискам, в том числе рискам по турецким проектам.

Например, к нефтяной блокаде, наподобие устроенной Хафтаром в 2019–2020 годах. Тогда почти год Ливия была лишена доходов от нефти, главного источника доходов страны.

Поскольку основная часть нефтяных терминалов находится в Киренаике, Триполи был не способен самостоятельно снять нефтяную блокаду, что делает его уязвимым для будущих произвольных нефтяных блокад как дестабилизирующей силы.

Такая ситуация создает риск в Триполи не только с точки зрения возможности получения доходов от нефти, но и с точки зрения более широкого политического потенциала. Ливия является государством-рантье, которое почти полностью зависит от доходов от нефти. Нефть — это больше, чем экономический товар, она определяет все возможности государства.

Слабость Триполи угрожает и связям с международными партнерами, поскольку текущее правительство лишено качеств надежного, и не может нести ответственность и защищать иностранные инвестиции. Турция уже понесла убыток по контрактам в размере $16 млрд из-за начала гражданской войны в 2014 году.