Эфиопская диаспора в США раскололась за время войны в Тыграе — AP

Изображение: (сс) U.S. Department
Тыграй
Тыграй

Этнический конфликт, возникший в православной эфиопской церкви в США в Огайо, привел к судебному процессу, 16 января сообщает Associated Press.

Сообщается, что попечители Свято-Троицкой эфиопской православной церкви Теваэдо в Колумбусе обвинили ее духовенство в переключении языка богослужений с амхарского — национального языка Эфиопии, на тигринья — язык региона Тыграй. Они заявили, что духовенство определило сторону в войне между лидерами Тыграя и народом амхара — союзниками эфиопского правительства.

Как утверждает духовенство церкви в Колумбусе, в котором проживает около 40 тыс. американцев эфиопского происхождения, что тигринья был добавлен в качестве языка, а не заменял амхарский, чтобы лучше достучаться до прихожан. Руководители церкви говорят, что изменения не носили политического характера.

Напряженность в церкви отражает то, как война в Эфиопии вызвала разногласия между более чем 3 млн членов диаспоры в США.

«Социальная ткань Эфиопии… была разорвана», — сказал Теодрос Тирфе, председатель Американской ассоциации амхара, базирующейся в Северной Каролине.

Конфликт вступил в новую фазу в конце декабря, когда силы «Народного фронта освобождения Тыграя» (НФОТ) приблизились к столице Аддис-Абебе, но были отброшены военным наступлением при поддержке беспилотников.

Сообщается, что глубокие разногласия по поводу характера и даже фактов конфликта разъединяют семьи, друзей и общины в диаспоре. Некоторые считают себя сторонниками Тыграя или его политических лидеров, принадлежащих к партии НФОТ. Они утверждают, что тиграям угрожают геноцидом — их профилируют, преследуют и убивают за их этническую принадлежность.

Как заявила жительница Нью-Йорка эфиопского происхождения Саба Деста, ее беспокоит то, что о простых людях забывают. Деста сказала, что пыталась вывезти своих родителей из северного города Шир в Тыграе, но ее отец болен и не может уехать без помощи медсестры.

«Меня ломало чтение сообщений о закрытии больниц и медицинских центров, ограничении доступа к лекарствам, — сказала она. — Я могу только верить, что с ним все в порядке, что он жив. У меня есть только эта надежда, на которую я могу положиться».

Деста сказала, что пятеро ее двоюродных братьев, все братья, были застрелены на глазах у их пожилой матери военными из соседней Эритреи, которые находились в Тыграе вместе с эфиопскими солдатами. Их мать умерла вскоре после этого «от разбитого сердца».

Сообщается, что другие эфиопы видят в этом необходимую войну против лидеров Тыграя, которые когда-то правили Эфиопией и были обвинены в нарушениях прав человека при развитии экономики страны.

Многие эфиопы, выступающие против сил Тыграя, выразили обеспокоенность тем, что международное сообщество и даже иностранные СМИ склонны продвигать вмешательство США.

Сложность войны заставила некоторых переосмыслить свое отношение к ней. Эфиопско-американская журналистка и активистка Хермела Арегави выступала за гуманитарную работу, чтобы помочь Тыграю в первые дни, но в конце концов дистанцировалась от этих усилий по сбору средств, когда она почувствовала, что они стали политически мотивированными в пользу лидеров тиграев.

«Я тиграй, я забочусь о тиграях, я забочусь об эфиопах в целом», — сказал Арегави.

Напомним, война на севере Эфиопии началась более года назад, когда политический спор между премьер-министром Эфиопии Абием Ахмедом и лидерами Тыграя перерос в насилие после спора по поводу выборов. За время гражданской войны погибло несколько десятков тысяч человек.

Читайте также: Лидеры Эфиопии и США провели «откровенный» разговор по телефону