Сенатор призвал заменить SSJ-100 на Ту-334

Изображение: wikimedia.org
Туполев Ту-334
Туполев Ту-334

Реанимировать производство самолета Ту-334 предложил глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов, свои соображения он изложил в письме на имя помощника президента РФ Максима Орешкина, сообщает 8 июня ТАСС.

Согласно представленным данным, Кутепов предлагает заменить на Ту-334 серийно производящийся российский лайнер SSJ-100 из-за «наличия технических проблем… и жесткой конкуренции со стороны иностранных производителей».

Сенатор отметил, что проблемами «Суперджетов» можно считать «низкий клиренс (расстояние от нижней точки мотогондолы до земли — прим. ИА Красная Весна), что, по мысли Кутепова, «существенно сократит возможность использования [этого типа] во всех аэропортах РФ». Также в качестве проблемы называется необходимость «реализации программы импортозамещения» узлов и агрегатов «Суперджета».

Вместе с тем сенатор отметил, что программа продвижения SSJ-100 сталкивается с проблемами из-за технических недостатков самолета, неудовлетворительной организации постпродажного обслуживания, а также из-за жесткой конкуренции в этом сегменте гражданских лайнеров.

Кутепов предложил «рассмотреть предложения о возобновлении производства самолета Ту-334, включив данное мероприятие в госпрограмму по развитию авиационной промышленности». По заверению сенатора, Ту-334 прошел «все стадии испытаний» и это должно позволить наладить серийное производство «в короткие сроки».

Комментарий редакции

Стоит отметить, ранее публикации с призывом реанимировать проект ближнемагистрального самолета Ту-334 и похоронить SSJ-100 появлялись достаточно часто. Однако со временем такого рода обращения возникали в информационном пространстве всё реже и больше по случаю. Вероятно, в качестве подобного случая можно рассматривать смену руководства в ПАО «Туполев» — буквально на днях был назначен новый генеральный директор Ронис Шарипов. С учетом этого контекста фраза сенатора о необходимости включить «данное мероприятие в госпрограмму по развитию авиационной промышленности», возможно, самая важная.

Вместе с тем, аргументация Кутепова не выдерживает критики. Так, относительно низкое расположение двигателей SSJ-100 нельзя оценивать «на глазок» в отрыве от испытаний, важна не высота, а характер разлета предметов (вода, лед, грязь, камни и т. д.) от передней стойки. У «Суперджета» здесь не возникло существенных проблем, что было подтверждено проверочными скоростными пробежками.

Остается без ответа и вопрос о том, почему должна исчезнуть «жесткая конкуренция со стороны иностранных производителей», если всё-таки Ту-334 будет включен в госпрограмму развития авиапрома.

Сенатор говорит о пройденных Ту-334 «всех стадиях испытаний», однако если открыть карту данных сертификата типа этого самолета № СТ231-Ту-334-100 (АР МАК), то можно увидеть опровержение слов Кутепова. Кроме того, там же в качестве маршевой силовой установки указан двигатель украинского производства, что автоматом ставит крест на надеждах произвести Ту-334 быстро и в товарных количествах.

Между тем, российский региональный самолет SSJ-100 действительно имеет множество проблем. При этом совершенно не ясно зачем так авантюрно бросать проект, в рамках которого уже выпущено около 200 машин? Если нельзя довести его до ума путем «реализации программ импортозамещения», организации постпродажного обслуживания и, наконец, налаживания системы региональных авиационных перевозок в стране, то почему это станет возможным после замены SSJ-100 на Ту-334?