Корабли Китая и Филиппин были в метре от столкновения
Корабль береговой охраны Китая прошел на расстоянии 1 метра от корабля береговой охраны Филиппин, пытаясь заблокировать его миссию в Южно-Китайском море, сообщает 7 октября The Japan Times со ссылкой на заявление Манилы.
Опасный инцидент произошел в среду возле Второй отмели Томаса, примерно в 200 километрах от филиппинского побережья, когда корабли Манилы выполняли миссию по пополнению запасов для намеренно посаженного на мель судна времен Второй мировой войны, которое с 1999 года служило форпостом филиппинцев в спорном районе.
И Манила, и Пекин претендуют на этот район моря, и данный инцидент стал последним в серии трений двух сторон, что усилило опасения о переходе территориальных споров в Южно-Китайском море могут в более масштабный кризис.
В своем заявлении в пятницу представитель филиппинской береговой охраны коммодор Джей Тарриела заявил, что судно береговой охраны Китая совершило «опасный маневр» возле корабля береговой охраны Филиппин BRP Sindangan, подойдя к кораблю на расстояние метра.
На видео, опубликованном на сайте социальной сети X, видно, как китайский корабль идет впереди филиппинского судна, пытающегося пополнить запасы гарнизона на Второй отмели Томаса.
Тарриела сообщил, что четырем судам береговой охраны Китая при поддержке пяти кораблей китайской морской милиции удалось заблокировать миссию по пополнению запасов. Во время попыток заблокировать филиппинские суда Тарриэла заявил, что в общей сложности китайскими кораблями было проведено восемь «опасных маневров».
Он также сообщил, что корабль ВМС Народно-освободительной армии Китая с носовым номером 630 впервые приблизился к кораблю береговой охраны Филиппин «на расстояние всего 0,5 морской мили». Бортовой номер корабля ВМС Китая соответствует корвету «Абэ», который и ранее был замечен в этом районе. По словам Тарриэлы, также был замечен противолодочный самолет ВМС Китая Y-8Q, осуществлявший наблюдение в этом районе.
В пятницу Манила решительно осудила маневры китайского корабля возле Второй отмели Томаса, которая была ареной частых столкновений между двумя сторонами, что вызвало опасения, что инцидент перерастет в полномасштабный конфликт.
Соединенные Штаты подчеркнули, что договор о взаимной обороне между США и Филиппинами 1951 года применяется к «вооруженным нападениям на вооруженные силы или государственные суда любой страны в любой точке Южно-Китайского моря».
Последние шаги последовали за сообщениями о «провокационных действиях» Пекина в Южно-Китайском море, в том числе о том, что в последние месяцы китайские корабли рискнули подойти на опасное расстояние и обстреляли из водометов правительственные корабли Филиппин. В феврале Манила заявила, что корабль береговой охраны Китая применил «лазер военного уровня» против своих филиппинских коллег, временно ослепив вахту на мостике.
В рамках своей так называемой «линии девяти штрихов» Пекин претендует на 90% Южно-Китайского моря — позиция, которая противоречит постановлению Постоянной палаты третейского суда в Гааге, принятому в июле 2016 года, о признании недействительными большинства этих претензий.
Пекин не признает это решение, называя его «макулатурой».
Китай реализовал масштабный проект по мелиорации земель, по сути, построив и милитаризовав ряд островов в водах, несмотря на протесты других претендентов, а также США и Японии. Вашингтон и Токио опасаются, что удерживаемые Китаем аванпосты, некоторые из которых могут похвастаться аэродромами военного уровня и современным вооружением, могут быть использованы для ограничения свободного передвижения в районе, который включает «жизненно важные морские пути» — подводит итог The Japan Times.