Во Франции агропромышленники просят помощи из-за цен на энергоносители

Изображение: CC0
Молоко
Молоко

Стремительный рост цен на энергию для французской агропродовольственной промышленности может привести к остановке производственных единиц, считают французские специалисты. Об этом 21 сентября пишет La Tribune.

Столкнувшись с ростом производственных затрат, снижением рентабельности и инвестиционной способности, производители агропродовольственного сектора вот уже два года призывают власти обратить внимание на их проблемы.

Но с сентября 2022 тревожные сигналы усилились и специалисты предупредили о рисках перебоев в производстве.

«Мы столкнулись с ситуацией, которой не наблюдалось более 40 лет, настоящим изменением парадигмы наших цепочек поставок продовольствия, основанным на исчезновении стабильного и изобильного мира», — сказал Доминик Шарже, президент La Coopération Agricole, который объединяет около 2200 французских сельскохозяйственных и агропродовольственных кооперативов.

Речь идет не только о кризисе из пандемии и конфликте на Украине, серьезно нарушивших цепочки поставок и, следовательно, цены в мировой торговле. Жаркое и засушливое лето также повлияло на урожайность отдельных отраслей сельского хозяйства во Франции. Уменьшение доступности сырья, не только сельскохозяйственного, привело к галопирующей инфляции, глубоко и постоянно нарушающей баланс счетов промышленников.

В последние месяцы панику во французской агропродовольственной промышленности вызвала именно «энергетическая стена», «которую невозможно обойти», ведь энергия сильно влияет на затраты.

«Гигант молочных продуктов Lactalis рассчитывает, что в 2023 году его счета за электроэнергию удвоятся и достигнут 1 миллиарда евро. Молочная группа Sill прогнозирует увеличение на 800% в период с 2021 по 2023 год», — отмечает президент и генеральный директор Национальной федерации молочной промышленности. (Fnil), Франсуа-Ксавье Уар, напоминая, что «ничто не указывает на стабилизацию», как раз наоборот.

«Такие дефициты не могут быть покрыты. Они приведут к остановке производственных единиц», — предупреждает Доминик Шарже, подчеркивая, что в некоторых секторах увольнения уже произошли.

Но когда производители перерабатывают скоропортящиеся продукты, любое прерывание потоков приводит к значительным пищевым отходам, а также к риску дефицита тех или иных продуктов на прилавках, напоминает он. Тем более, что для некоторых производителей сокращение эталонов качества может стать способом экономии энергии, добавляет президент La Coopération Agricole.

В связи с указанными проблемами производители обратились за помощью к органам государственной власти. Ответы же последней пока оцениваются как «не на должном уровне«. Специалисты настаивают, в частности, на необходимости, чтобы в случае нормирования энергии агропродовольственная промышленность была освобождена от него как сектор, отвечающий общим интересам.

«Производители молочной продукции могут сократить потребление энергии максимум на 5%, не нарушая при этом своей деятельности. Кроме того, мы больше не можем обеспечивать непрерывность сбора молока», — предупреждает Франсуа-Ксавье Юар.

Они также просят «быстро» пересмотреть установленные весной правительством критерии системы помощи компаниям, у которых счет за электроэнергию составляет более 3% от оборота. В понедельник министр по делам малого и среднего бизнеса Оливия Грегуар признала, что «было выделено лишь 50 миллионов евро помощи из 3 миллиардов».

Сельскохозяйственная кооперация в унисон с Fnil по-прежнему призывает к «созданию более эффективного энергетического щита», чтобы агропродовольственные компании были защищены «так же, как и частные лица». В долгосрочной перспективе производители также хотят получить больше помощи и более простые процедуры, чтобы инвестировать в «энергетическую трезвость» (то есть сниженное потребление энергии) и «обезуглероживание» своей деятельности.

Однако «смена парадигмы», с которой сталкивается вся производственная цепочка, требует «адаптации всех ее участников», заявил Доминик Шарже. Он имеет в виду необходимость поднять закупочные цены.

«С марта мы получили едва ли половину того увеличения цен, о котором мы просили у дистрибьюторов… и только в тех случаях, когда переговоры увенчались успехом. А такое было не всегда. Это покрывает только рост цен сельскохозяйственного сырья», — подсчитал Франсуа-Ксавье Юар.