В Иране опасаются, что их мир с Афганистаном продлится недолго — МЕЕ

Изображение: erwinlux, wikimedia.org
Исламисты в Афганистане, 1987 год
Исламисты в Афганистане, 1987 год

Афганистан не выполняет договоренностей с Ираном, кроме того, внешние конфликты Тегерана отржаются на отношениях с Кабулом, 11 декабря сообщило издание Middle East Eye со ссылкой на иранский источник.

Более месяца назад высокопоставленный иранский дипломат выступил с предупреждением о том, что «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), который недавно восстановил контроль над Афганистаном, представляет собой стратегическую угрозу прямо на границах Ирана. К нему тогда не прислушались. Но его предостережения стали фактом в течение нескольких недель.

“Если «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) будет править Афганистаном с такой идеологией, это, безусловно, будет стратегической угрозой для Ирана. Это упрощение — думать, что захват талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не повлияет на нашу страну», — сказал Расул Мусави, директор департамента Западной Азии министерства иностранных дел Ирана, 28 октября.

«Иран обеспокоен тем, что, если он не потерпит недипломатичного поведения талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), Афганистан попадет в руки врагов Ирана», — заявил бывший иранский дипломат.

Сторонники жесткой линии яростно осудили тогда дипломата-ветерана, который занимал должность при администрации бывшего президента Хасана Рухани, и призвали министра иностранных дел Хосейна Амир-Абдоллахияна освободить его от обязанностей. Амир-Абдоллахиян, однако, не сделал этого.

1 декабря афганское информационное агентство Amaaj опубликовало видео перестрелки между силами талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и иранскими пограничниками. Вскоре после этого официальные информационные агентства Ирана подтвердили эти столкновения, заявив, что инцидент произошел в районе Шагалак провинции Нимруз, недалеко от Систана и провинции Белуджистан.

Тем временем появились видеозаписи, показывающие, что несколько пограничных контрольно-пропускных пунктов перешли под контроль сил талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), но информационные агентства, связанные с Корпусом стражей исламской революции (КСИР), опровергли эти сообщения.

Несколько часов спустя Саид Хатибзаде, пресс-секретарь министерства иностранных дел Ирана, описал инцидент как “пограничные разногласия между пограничниками», которые “были урегулированы и прекращены» благодаря “координации между пограничниками обеих сторон».

Однако в некоторых неподтвержденных сообщениях утверждалось, что в результате столкновений были жертвы.

Граница Ирана с Афганистаном уже давно определяет отношения страны со своим соседом, граница является ареной деятельности мигрантов, наркоторговцев и вооруженных группировок. Что еще более важно, из Афганистана в Иран впадают две важные реки — Гильменд и Харируд, — обе из которых имеют первостепенное значение для Тегерана.

Реформисты против сторонников жесткой линии

Иранские реформисты, которые критиковали дипломатическое взаимодействие Тегерана с «Талибаном» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в течение последних нескольких лет, выразили сожаление по поводу нынешнего обращения правительства с «Талибаном» (организация, деятельность которой запрещена в РФ), который еще несколько месяцев назад считался ничем иным, как государством с исламскими устоями в глазах обычных иранцев.

Абдолла Рамезанзаде, бывший пресс-секретарь бывшего президента-реформатора Мохаммеда Хатами, упрекнул правительство в неясности плана по этому вопросу. «[„Талибан“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ)] начал свою злую работу на границах, исправьте свою ошибку и сделайте свою внешнюю политику [ясной]», — написал он в твиттере 3 декабря.

Рамезанзаде ранее предупреждал, что Саудовская Аравия превратит управляемый талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) Афганистан в базу против Ирана, как, по его утверждению, Тегеран использовал Йемен против Эр-Рияда.

Активист-реформист Мейсам Шарафи также упрекнул сторонников жесткой линии и государства, заявив: «Их стратегия, вероятно, заключается в том, чтобы предоставить землю и выиграть время, однако „Талибан“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не чужой, поскольку они являются духовными братьями [этих джентльменов в Тегеране]».

Нормализация отношений

Информационное агентство Tasnim назвало инцидент «пограничным недоразумением». Информационное агентство Fars, которое также близко к КСИР, заявило, что столкновение произошло между иранскими пограничниками и вооруженными преступными группировками.

Тем временем консервативная газета «Кайхан», главный редактор которой Хоссейн Шариатмадари, назначенный верховным лидером Аятоллой Али Хаменеи, написал: «Вторжение на границу произошло в районе, где официальные пограничники талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) еще не развернуты, но где вместо этого действуют банды головорезов и наркоторговцев». Журнал «Джаван», управляемый КСИР, утверждал, что: «Некоторые информационные агентства усилили утверждения о столкновении на границе между талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и иранскими пограничниками, в то время как мы столкнулись с бандами и наркоторговцами».

Интересно, что некоторые консервативные эксперты не поверили рассказу сторонников жесткой линии о том, что произошло на границе.

«Как это могло быть недоразумением, если оно привело к артиллерийскому обстрелу? », — сказал Али Мусави, консервативный активист. Влиятельная умеренная газета «Джомхури-Эслами» написала, что «террористическая группировка» «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) «показала свое настоящее [лицо]».

Источник, близкий к иранскому правительству, сообщил Middle East Eye, что до того, как талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) взяли полный контроль над Афганистаном в этом году, Тегеран поставил три условия, которые должны быть выполнены, чтобы Иран не противостоял им в Афганистане: они не должны убивать своих соотечественников, они не должны убивать шиитов и они не должны разжигать какой-либо конфликт в радиусе 70 километров от Ирана.

Источник добавил, что все эти условия были нарушены с первых дней захвата страны талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Он добавил, что Исламская Республика считает, что формирование антииранского правительства в Афганистане может представлять большую угрозу для Тегерана, поскольку существует потенциал, что оно может быть использовано против Ирана региональными врагами Тегерана. Поэтому Тегеран исходил из того, что самым мудрым решением было бы не противостоять талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ), а вместо этого установить мирные политические и торговые связи с группировкой.

Должен ли Иран беспокоиться?

«Новый инцидент вызывает тревогу», — сказал бывший иранский дипломат на условиях анонимности. «Несомненно, в будущем, когда „Талибан“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) укрепит свои позиции в Афганистане, он предпримет больше действий против Ирана, даже если мы будем поддерживать с ним сердечные связи».

«Хотя мы можем ладить с крупными державами, мы решили противостоять им, и в результате мы иногда отступаем перед лицом небольших и слабых правительств», — добавил он.

«Даже сейчас, — добавил дипломат, — Иран обеспокоен тем, что, если он не будет терпеть недипломатичное поведение талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), Афганистан попадет в руки его врагов и соперников, таких как Саудовская Аравия, Соединенные Штаты и так далее».

«Пока сохраняется соперничество Тегерана и Эр-Рияда, мы можем видеть его отражение и последствия в Афганистане», — отметил иранский эксперт по афганским делам.

Отставной дипломат считает, что существует «большой заговор» против Ирана, который может вынудить Исламскую Республику к войне на истощение на ее восточной границе, и иранским властям необходимо знать об этом.

Тем временем иранский эксперт по афганским делам заявил MEE, что пограничные столкновения не были простым недоразумением. Он сказал, что ситуация сложнее, поскольку в ней задействованы антииранские силы, объединенные с талибами (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которые были назначены должностными лицами провинций и имеют свои собственные цели, что может привести к будущим конфликтам.

«“Талибан“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не понимает соглашений и обещаний. Они не являются организованной, однослойной группой. Эта группа происходит из племенного общества, — сказал он. — Они [Афганистан и Иран] могут координировать свои действия друг с другом, когда речь заходит о политических вопросах, но, когда речь заходит об их этнической принадлежности, что для них очень важно, они действуют на основе этнической принадлежности. Это означает, что они не могут быть предсказуемыми для Тегерана».

Аналитик подчеркнул, что восприятие иранскими властями правления талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ) по-прежнему неясно и ненадежно. Он считает, что основная экстремистская идеология талибов (организация, деятельность которой запрещена в РФ), которая призывает к созданию халифата, несовместима со взглядами и идеологией иранского шиитского государства.

«“Талибан“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) (суннитская группа) идеологически близка к Саудовской Аравии. [Вопрос в том] в какой степени они могут превратиться в угрозу Ирану в будущем? Пока сохраняется соперничество Тегерана и Эр-Рияда, мы можем видеть его отражение и последствия в Афганистане», — сказал он.

Аналитик добавил, что в краткосрочной перспективе «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) будет стремиться к мирным отношениям с Ираном до тех пор, пока он будет добиваться международного и регионального признания. Однако, добавил он, как идеологическая группа, «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) не может поддерживать хорошие отношения с Ираном в долгосрочной перспективе.

“У нас будут серьезные проблемы с ними», — сказал он, добавив, что в настоящее время талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) пытаются отделить политические и идеологические вопросы.

“Кроме того, у нас есть разногласия по водным вопросам. Афганцы в настоящее время строят плотины на реках Гильменд и Харируд. Если они не предоставят Ирану права на воду, то возникнет серьезная проблема, которая нарушит отношения», — сказал он.