Ученые: в триасе древние травоядные к концу жизни стирали зубы до основания

Изображение: (cc) Dimitri Bogdanov
Стаурикозавр с ринхозавром

Подробности жизни существовавших 250–225 миллионов лет назад рептилий — ринхозавров, выяснила по их останкам группа исследователей из Бристольского университета, 9 июня сообщает пресс-служба университета.

Ученые исследовали образцы челюстных костей ринхозавров, найденных в Девоне, Великобритания. Ринхозавры, растительноядные древние рептилии с бочкообразным телом и челюстями, напоминающими клюв, имели размеры примерно с овцу.

Они были широко распространены в триасовый период, характеризующийся в целом теплым климатом и жесткой растительностью, пока изменение климатических условий и связанного с ним изменения растительности не привело к вытеснению их динозаврами.

Ученые из Бристольской школы наук о Земле под руководством профессора Майка Бентона использовали компьютерную томографию, чтобы отследить, как зубы животных изнашивались в процессе кормления и как новые зубы добавлялись сзади уже существующих зубных рядов по мере того, как животные с возрастом увеличивались в размерах.

Исследователи представили свои выводы в статье «Уникальный зубной ряд ринхозавров и их двухэтапный успех в качестве травоядных в триасе», опубликованной 9 июня в журнале Palaeontology.

В своей публикации они высказывают предположение, что эти древние травоядные, вероятно, в старости в конце концов умирали от голода, так как не могли больше пережевывать пищу стертыми до основания зубами.

«Впервые я начал изучать ринхозавров много лет назад, — рассказал Майк Бентон, — и был поражен, обнаружив, что во многих случаях они доминировали в своих экосистемах. Если вы нашли одну окаменелость, вы нашли сотни. Они были овцами или антилопами своего времени, но всё же у них были специальные зубные системы, которые, по-видимому, были приспособлены для работы с массой жесткой растительной пищи».

Обнаруживший окаменелые останки ринхозавров в Девоне доктор Роб Корам пояснил: «Окаменелости редки, но иногда отдельные особи были погребены во время речных наводнений. Это позволило собрать воедино серию челюстных костей ринхозавров, возраст которых варьировался от совсем молодых, может быть, даже новорожденных, до взрослых, включая одно особенно старое животное, триасового старожила, зубы которого стерлись до основания и который, вероятно, изо всех сил пытался получить достаточно пищи на день».

Титивут Сетхапаничсакул, изучавший челюсти ринхозавров, рассказал о сделанных командой открытиях:

«Сравнивая последовательность окаменелостей на протяжении всей их жизни, мы могли видеть, что по мере старения животных область изнашиваемых челюстей в любое время смещалась назад по отношению к передней части черепа, в результате чего изнашивались новые зубы и новая кость».

Анализ этого процесса показал, что пища животных явно была твердой, такой, как, например, папоротники. Она изнашивала зубы до костей челюсти, и поэтому ринхозавры измельчали свою пищу и зубами, и костями челюстей.

«В конце концов, однако, после определенного возраста — мы не знаем точно, через сколько лет — их рост замедлялся, а область износа фиксировалась и становилась всё больше и глубже», — добавил еще один член команды, доктор Корам.

Ринхозавры в триасовый период были важной частью экосистем суши. Тогда жизнь на Земле восстанавливалась после крупнейшего массового вымирания, случившегося в конце предыдущего пермского периода. Ринхозавры стали частью этого восстановления.

Проведя сравнения челюстей более древних ринхозавров из Девона с более поздними образцами, найденными в Шотландии и Аргентине, команда установила этапы эволюции их зубных рядов и выяснила как их уникальные зубы дважды изменялись, подстраиваясь под изменение растительности — в среднем, а затем и в позднем триасе, что позволило им тогда выжить.

Однако изменение климата и особенно исчезновение доступных для них растений, по-видимому, позволили динозаврам вытеснить вымирающих ринхозавров.