«Они должны были выжить!» Альпинист и спасатель о походах «выходного дня»
Замерзшие в полутора часах езды от цивилизации лыжники должны были выжить, заявил опытный альпинист и спасатель Николай Дроботенко в своей статье «Они должны были выжить», опубликованной 8 февраля на портале risk.ru.
«Не понимаю. Я этого действительно не понимаю. Как можно выйти на лыжную прогулку, и при ухудшении погоды не вернуться назад, а лечь на снег и умереть? Как?!? ... Эти эмоции накрыли меня ещё в ноябре, когда в СМИ прошла информация о гибели от переохлаждения двух человек, вышедших погулять на скитуровских лыжах в одном из курортных мест Низких Татр...
Когда же в конце декабря я прочел сообщение ГСЧС Ивано-Франковской области о смерти туриста при восхождении на карпатскую гору Хомяк (не Эверест, не Эльбрус, а некий Хомяк (!)) — также от переохлаждения (а не от травм, лавин и карнизов), я понял, что писать всё же нужно.»
Автор вспоминает, как в июле 1987 года при восхождении на пик Клары Цеткин (Памир), из-за схода лавины почти целиком погибла группа альпинистов. Оставшийся в живых Александр Коваль пережил ночь на высоте около 6000 метров — без еды, воды и теплых вещей — не заснув, потому что в этих условиях это верная смерть. На следующий день он без страховки по скалам и льду спустился в базовый лагерь.
Далее Дроботенко вспоминает, как пример Александра помог ему самому и его другу, когда после восхождения на одну из вершин Кавказа бурана спустились не в долину Баксана, а в Сванетию, и несколько дней спускались с высокогорья по ходу реки при температуре -20. А уже их пример помог другой группе альпинистов не запаниковать, когда им в горах незапланированно пришлось два раза заночевать в снегу, и благополучно найти дорогу в лагерь.
Человеческий организм имеет большие резервы, пишет опытный альпинист и спасатель. Главное — не дать волю страху, поскольку далее последуют паника и паралич воли. Вот тогда — конец.
Автор указывает, что ссылки на возраст погибших он не принимает, поскольку сам находится в возрастной категории 60 и, более того, ему пришлось в жизни побороться с онкологическим заболеванием.
Однако, пишет Николай Дроботенко, каждый должен минимизировать неоправданный риск. То есть думать головой, причем до, а не после.
Во-первых, не следует путать мужество с бестолковостью и в лавиноопасный районах уподобляться банальным зацеперам (любитель езды на крыше вагона, обычно электрички, между или под ее вагонами).
Во-вторых, даже если Вы выходите «погулять на денек», вы должны быть подготовлены к ЧП. Необходимо уметь и иметь техническую возможность отправить спасателям по смс свои координаты. А также необходимый при ЧП минимум снаряжения: аптечку, спасодеяло, охотничьи спички, нож, фонарь. Бумажную карту местности с компасом, даже если у вас крутейший навигатор. Потому что компас работает без батареек и спутников. Деньги. И — хороших друзей. Совет опытного спасателя: ни при каких условиях не ходить в горы в одиночку. А те, кто остался, должны знать ваш маршрут и сроки возвращения.
В третьих, необходимо следить за погодой и своим состоянием, чтобы вовремя начать возвращение.
Но главное, что должно быть всегда с собой и без чего всё это не работает, — личное мужество и «собственная холодная голова, которая принимает решения».
Напомним, что участившиеся случаи гибели альпинистов и туристов часто связаны с тем, что в угоду коммерческим интересам обеих сторон — как получающей, так и предоставляющей «услугу» — расцветает преступное пренебрежение к необходимой всесторонней подготовке выходящих на маршрут.