Верховный суд допустил изъятие единственного жилья у должников

Изображение: Цитата из м∕ф «Незнайка на Луне». Реж. Юрий Бутырин, Александр Люткевич. 1997. Россия-1
На улице с одним чемоданом
На улице с одним чемоданом

Изъятие единственного жилья у гражданина-банкрота допустил Верховный суд России, сообщает 22 ноября Интерфакс.

Решение было принято в рамках рассмотрения спора между Анатолием Фрущаком и его кредитором Андреем Кузнецовым.

Спор длился почти 10 лет. В 2017 году должник был признан банкротом. При этом арбитражный суд удовлетворил ходатайство Фрущака об исключении из процедуры реализации имущества его единственной квартиры. Это решение было принято на основании статьи 446 Гражданского кодекса РФ, согласно которой единственное жилье имеет имущественный иммунитет.

Однако 22 ноября судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда РФ удовлетворила кассационную жалобу на акты нижестоящих судов, разрешивших Фрущаку не выставлять свою квартиру на аукцион. Спор был отправлен на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Адвокатское сообщество утверждает, что этим прецедентом была нарушена определенность в праве граждан на собственность. По мнению экспертов, это может привести к распространению данной практики и на другие споры.

Напомним, в мае 2017 года Минюст РФ внес ряд изменений в закон о взыскании единственного жилья у должников. Данный закон стал распространяться только на лиц, имеющих долги не менее 200 тыс. руб. по выплате алиментов, возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца и возмещению ущерба, причиненного преступлением.

Комментарий редакции

Изъятие единственного жилья прямо противоречит Конституции, так как она гарантирует его сохранность и неделимость. В данном же случае Верховный суд руководствовался тем, что должник добровольно передал квартиру своим родственникам, то есть выразил желание с ней расстаться и квартиру можно включить в конкурсную массу. По факту ВС лишь допустил возможность реализации, вернув дело на новое рассмотрение в первую инстанцию.

А дальше — дело за судом первой инстанции и Конституционным судом. Пока практика предыдущих решений КС по делам с единственным жильем показывает, что оно всегда остается у собственника. Но есть опасения, что это пока: события последних месяцев не настраивают на оптимистический лад.

Тенденция в том, что власть последовательно отнимает у граждан остатки социальных прав. Право на единственное жилье — такой же реликт социального государства, как пенсия, право на бесплатные медицину и образование. Повышением пенсионного возраста гражданам России ясно сказали, что рассчитывать на социальное государство больше не приходится — чиновники и политики решили компенсировать потерянные на Западе из-за холодной войны источники доходов за счет граждан.

В эту же канву укладывается повышение НДС, рост цен на бензин и многие другие предлагаемые инициативы по повышению различных налогов и сборов. Почему бы и не начать постепенное наступление на единственное жилье, риск потерять которое у предельно обедневшего и закредитованного населения весьма велик?