Если надо прорваться, нельзя остаться в комфорте — актер «Театра на досках»

Изображение: Цитата из видео-ролика «35 лет таинства… Литургия восхождения Человека в театре Сергея Кургиняна «На досках» youtube.com
Михаил Дмитриев
Михаил Дмитриев

На сцене московского «Театра на досках» человек пытается прорваться к глубинам своего «я», обрести целостность, и это далекий от комфорта процесс, заявил актер театра Михаил Дмитриев в фильме «35 лет таинства… Литургия восхождения Человека в театре Сергея Кургиняна „На досках“», вышедшем на YouTube.

Он рассказал, что уже будучи актером «Театра на досках» Сергея Кургиняна, долго не мог понять, почему на репетициях нужно бесконечно повторять одно и то же. Ответ пришел не на репетициях, и очень удивил самого актера.

Дмитриев рассказал, как однажды оказался на службе в одной деревянной церкви недалеко от Ферапонтова монастыря:

«Первое, что начал делать батюшка — он начал гонять бабок. Которые куда-то подевали утварь. Которые были какие-то несобранные. Они быстро бегали-бегали. Наконец, собрались. Он говорит: «Начинаем службу». Они запели. Пропели три минуты, он остановил — сказал: «Не так! Снова!»

Они запели снова. И он опять их остановил. И такая остановка была раз шесть. И вдруг: я не знаю, что случилось, но весь этот деревенский хор вдруг «провалился» куда-то. А вместе с ним «провалилась» вся церковь, весь приход. И такое ощущение, что церковь… Там загорелось яркое солнце! И дальше я не заметил, как прошло три часа этой службы. Но я понял тогда, что значат репетиции «Театра на досках»».

Актер убежден, что все бесконечные повторения на репетициях и все спектакли — это постоянная попытка «прорваться» куда-то. Он отметил, что иногда «Театр на досках» критикуют за то, что речь излишне эмоциональная, экспрессивная, что «много крика».

«Но ведь поймите: когда человек пытается прорваться — он не может быть спокойным. Он не может находиться в состоянии комфорта — он должен рвать свою душу. Он должен проникнуть к самым глубинам своего „я“ (…) Только тогда он обретает целостность. И эту целостность действительно можно обрести в „Театре на досках“», — заявил Дмитриев.

Он также объяснил, что режиссеру-постановщику Сергею Кургиняну не нужен актер в обычном понимании: ему не нужен «пластилин», из которого режиссер может лепить любые образы, или «супермарионетка», которая четко выполняет задуманное режиссером.

В «Театре на досках» нужен актер со своим мировоззрением. И, по словам Михаила Дмитриева, все 1990-е годы в театре шла работа по формированию собственного мировоззрения.

«Когда выходишь на сцену нашего театра, ты не можешь выйти просто так, не ставя перед собой задачу. Ты не можешь выйти, не сказав себе, а что ты хочешь сказать людям. И имеешь ли ты право на то, чтобы это сказать. Только в такой позиции, в таком состоянии возможна игра на сцене в нашем театре», — пояснил актер.