Железные дороги Британии начали переход на поезда, работающие на водороде

Изображение: Антон Привальский © ИА Красная Весна
Железная дорога
Железная дорога

Новые поезда, работающие на водородных топливных элементах, будут запущены в Великобритании с 2023 года, заявил министр транспорта страны 30 сентября, пишет The Telegraph.

Новые «водородные поезда» уже проходят обкатку на британских железнодорожных линиях. Если все пойдет по плану, пассажирские перевозки начнутся к 2023 году.

Во вторник министр транспорта Грант Шаппс проинспектировал низкоуглеродный поезд HydroFLEX, который отправился в первое путешествие по маршруту между Лонг-Марстоном, графство Йорикшир, и Ившемом на юге Англии.

Наряду с испытаниями новых поездов, правительство также представило ряд других водородных проектов, включая финансирование 19 мусоровозов с водородными двигателями в Глазго, а также исследования в области более экологически чистого массового производства водорода.

Министр транспорта сказал, что роль Великобритании в разработке чистых водородных технологий может поставить ее в авангард новой промышленной «зеленой революции».

«Хотя роль Британии в качестве первопроходца в промышленной революции хорошо задокументирована, возможно, один из наших наиболее тщательно охраняемых секретов заключается в том, что мы также являемся лидером в разработке следующего доминирующего источника энергии — водорода,  — заявил Шаппс. — Я считаю, что там, где углерод стал двигателем промышленной революции, водород может способствовать зеленой революции».

По словам министра, Великобритания «намерена захватить долю на многомиллиардном мировом рынке экологически чистых видов топлива, создав тысячи высококачественных рабочих мест в „зеленой“ промышленности».

Новые поезда HydroFLEX были разработаны Бирмингемским университетом и компанией Porterbrook при господдержке в размере 750 000 фунтов стерлингов. В одном из вагонов нового поезд установлены 100-киловаттная топливная ячейка, литий-ионные батареи и 4 четыре резервуара, рассчитанных на хранение 20 килограммов сжатого водорода. Таким образом, поезд может передвигаться, запитываясь от контактной сети, а те участки дороги, которые не имеют электрификации, проходить на водородном топливе. Это очень актуально для британской сети железных дорог, которые электрифицированы менее чем наполовину. Ранее, по неэлектрифицированным участкам ходили дизельные поезда. Таким образом, водородные поезда заменят своих дизельных предшественников.

Батареи устанавливаются внутри вагонов (класс 319, обычное явление на пригородных сообщениях), поэтому пассажиры могут их видеть, что делает водородные поезда визуально узнаваемыми для людей, садящихся в них. Прототип такого поезда был представлен на железнодорожной выставке Rail Live 2019.

Электрифицированные поезда практически не имеют выбросов углерода, если они работают на энергии из возобновляемых источников. Однако водородные поезда могут свести на нет необходимость в дорогостоящих проектах электрификации, так как Великобритания стремится к 2050 году стать углеродно-нейтральной.

Тем не менее, правительство заявило, что инвестирует 23 миллиона фунтов стерлингов в новые схемы, включая британские исследования по массовому производству чистого «зеленого водорода», с целью его производства в промышленных количествах к тому времени, когда все больше автомобилей будут работать на водороде.