1. Экономическая война
  2. Экономика Японии
Токио, / ИА Красная Весна

Пиво в Японии дешевеет, несмотря на рост цен

Реклама японского пива Kirin Brewery (1918)
Реклама японского пива Kirin Brewery (1918)

Пиво в Японии в октябре дешевеет, несмотря на то, что 4600 продуктовых товаров на островах в этом месяце дорожают, сообщает 7 октября The Japan Times.

350-миллилитровая банка пива с октября обходится потребителям примерно на 7 иен (4,75 руб.) дешевле благодаря изменениям в налоговой системе страны. Эти изменения — давно назревший пересмотр запутанного японского налога на спиртные напитки, который на протяжении десятилетий стимулировал пивоваров отдавать предпочтение некачественной продукции.

Снижение налогов на алкоголь может показаться странным, когда многие страны вводят минимальные цены, что, по мнению Всемирной организации здравоохранения, может спасти тысячи жизней в год. Но для Японии, полагают эксперты издания, это выгодное изменение, призванное улучшить государственную казну и качество пива в стране. В то время как налог на «настоящее» пиво снижается, ставка акциза растет для более дешевых и менее качественных заменителей, которые в последние три десятилетия стали доминировать на рынке.

По совпадению, это также происходит в решающий момент в борьбе страны с дефляционным мышлением, которое подорвало ее глобальную конкурентоспособность. Правительство страны вышло из ковидного кризиса, осознав, что ему грозит опасность сползания в экономику со средним уровнем дохода.

Пивная индустрия иллюстрирует эту опасность лучше, чем любая другая. Чтобы понять, что происходит, нам нужно вернуться в начало 1990-х годов, когда в Японии лопнул экономический пузырь. Поскольку клиенты ужесточили свои финансовые возможности, крупные пивовары страны начали разрабатывать альтернативы пиву с использованием меньшего количества солода, воспользовавшись тем, что система облагает налогом напиток в зависимости от содержания солода. Все, что содержало менее 67% солода, попадало в категорию хаппосу, что означает «игристые спиртные напитки», и облагалось налогом по гораздо более низкой ставке. Эти производные, возможно, не имели хорошего вкуса, но они были намного дешевле и быстро начали завоевывать популярность.

Курс на сокращение затрат еще более укрепился в середине 2000-х годов, когда министерство финансов подняло ставку на хаппосу, а производители алкоголя стали варить пиво, используя вместо солода горох или кукурузу, что помещало их напитки в категорию с более низкими налогами, называемую «третьим пивом». Разница в цене существенная: банка Asahi Super Dry («настоящее» пиво) емкостью 350 мл стоит в интернет-магазине Kakuyasu Group 207 иен (140 руб.), а Hon Kirin, самая продаваемая альтернатива, — всего 160 иен (110 руб.).

Так налоговики справились с задачей всех разозлить. Крупные пивовары заявляют, что не хотят тратить время и деньги на исследования и разработки некачественной продукции — они просто выступают за снижение налогов на пиво. Министерство финансов считает, что его обманом лишили многомиллиардных налоговых поступлений. Производители крафтового пива тоже ненавидят такую схему; напитки, приготовленные из более экзотических ингредиентов, таких как кожура фруктов, быстро попадают в категорию хаппосу, которые у потребителей ассоциируются с низким качеством. А пьющие говорят, что предпочли бы употреблять настоящее пиво, если бы оно было дешевле.

Тенденция имела и побочные эффекты. Напитки более низкого качества не подходили для экспорта, что снижало международную конкурентоспособность японских пивоваров, которые тратили огромные суммы на товары, которые никогда не будут потребляться где-либо еще, и им приходилось рекламировать несколько брендов одновременно. Между тем, акцент на сокращение расходов заставил клиентов привыкнуть к снижению цен, что затрудняло повышение цен даже при росте цен на сырье.

В 2017 году правительство решило, что с него достаточно. После того, как доходы от пива упали на 30% по сравнению с пиком 1994 года, было принято решение объединить налоговые группы настоящего пива, хаппосу и «третьего пива» в одну — трехэтапный процесс, который завершится в 2026 году.

С точки зрения качества это повод для радости: хаппосу и третье пиво в варьируются от среднего качества до ужасного.

Но могут ли большинство клиентов позволить себе роскошь тратить больше? Хотя налог на настоящее пиво к 2026 году снизится почти до 55 иен с 77 иен 2020 года, он по-прежнему вдвое превышает 28 иен, взимаемых с банки «третьего пива» до реформы, что еще больше способствует снижению покупательной способности, что беспокоит население и Центральный банк.

Отметим, что в начале этого года ставки заработной платы значительно выросли, а еще одним долгожданным изменением в октябре стало повышение минимальной заработной платы в среднем до 1000 иен, что стало самым большим повышением с начала регистрации.

Однако далеко не ясно, является ли это долгосрочным изменением или единовременной корректировкой. Инфляция уже снижается, что может снизить необходимость дальнейшего повышения зарплат следующей весной. На данный момент, с появлением «трезвой и любопытной» молодежи, которая пьет меньше алкоголя, чем предыдущие поколения, покупка пива может стать менее актуальной, чем пенсии.

Вот почему пивовары призывают к дальнейшему снижению налога на пиво, утверждая, что преобладающая ставка в 14 раз выше, чем в Германии, и в семь раз выше, чем в США. Но вряд ли это привлечет внимание в стране, где в настоящее время дебаты вращаются вокруг того, как финансировать амбициозные планы обороны и воспитания детей.