1. Культурная война
  2. Массовая культура
Саров, / ИА Красная Весна

Посмеялся над народным дизайном. Художник из Сарова слепил клоуна-монстра

Изображение: Цитата из кф «Оно». Реж. Энди Мускетти. 2017 год. США

Снежную фигуру клоуна-монстра Пеннивайза, героя фильма ужасов «Оно», разместил на одной из детских площадок Сарова Нижегородской области местный художник Александр Савский, 14 февраля сообщает «Российская газета».

Художник заявил, что идея слепить страшного клоуна появилась в ответ на устроенное во дворе «кладбище» плюшевых игрушек.

В своем ролике, размещенном на YouTube-канале, автор скульптуры посмеялся над стараниями местных бабушек украсить двор: «Наш двор постигла эпидемия мертвых игрушек. Надеюсь, люди, которые создают подобные инсталляции, пытаются таким образом сделать мир радостнее и красочнее. Я решил поддержать активистов народного ландшафтного дизайна и помочь украсить свой двор».

Кроме того, акциониста к созданию снежного клоуна побудили и материальные интересы. Савский решил принять участие в конкурсе снеговиков #100КЗАСНЕГОВИКА. Тем самым, поиронизировал автор, скульптура поможет ему «убить двух зайцев».

По заверениям художника, жуткая снежная фигура вызвала у прохожих положительные эмоции, улыбки и даже восторг.

Ироничную выходку саровского художника прокомментировал другой художник Георгий Острецов, который похвалил желание «изменить пейзаж» или хотя бы начать осуществлять рефлексию.

«Хотя до искусства здесь далеко, но как провокационная акция достаточно симпатичная», — оценил Острецов.

Напомним, клоун Пеннивайз — антагонист романа и фильмов «Оно». Согласно роману это — древнее создание из другой вселенной, которое просыпается каждые 27 лет и охотится за детьми.

Комментарий редакции

Украшение двора плюшевыми игрушками — это часть такого упаднического постсоветского явления как ЖЭК-арт, когда жители дома своими силами, за счет личных средств пытаются украсить прилегающий к дому двор.

В советское время практически все жилое пространство формировалось под контролем властей с привлечением профессиональных художников, худсоветов и прочих. После демонтажа СССР в этой сфере, как и во многих других, сформировалась пустота, которую и начали заполнять обычные жители, желающие привнести в окружающую среду немного красоты.

Конечно, в силу отсутствия профессионального образования, общего упадка культуры, эти подделки действительно обладают низким эстетическим уровнем, почти «не отличаются от мусора», выглядят депрессивно и апокалиптически.

Проблема среды есть, и ею, как и общей эстетикой российских городов, необходимо заниматься. И, конечно, в первую очередь этим должна заниматься творческая интеллигенция. Но те, кто обладает вкусом, вместо помощи иронизируют и высмеивают народных умельцев.

Поэтому возмутительна не критика эстетики ЖЭК-арта, а лицемерие подобных художников, которые устраивают провокационные художественные рефлексии с плохо скрываемым стебом, да еще желают подзаработать на своем глуме.