В ЦБ раскритиковали Минфин за предложенные изменения бюджетного правила

Борис Кустодиев. Купец, считающий деньги (фрагмент). 1918
Борис Кустодиев. Купец, считающий деньги (фрагмент). 1918

Цена на нефть и объемы нефтедобычи, предложенные Минфином для новой редакции бюджетного правила, завышены, считают аналитики Центробанка, свое мнение они опубликовали в аналитической записке, 26 августа сообщает пресс-служба ЦБ РФ.

Существенная часть бюджета России формируется за счет доходов от продажи нефти и газа. Предполагается, что бюджетное правило должно обезопасить доходы бюджета от колебаний цен на энергоресурсы. В периоды высоких цен часть полученных денег направляется в Фонд Национального Благосостояния (ФНБ) на накопление «подушки безопасности», а в период низких цен денежные средства из «подушки» изымаются для прохождения неблагоприятного периода.

Излишние доходы определяются относительно цены отсечения. Цена отсечения — граница цены на нефть, выше которой средства, полученные от экспорта энергоресурсов, будут изыматься и направляться в суверенные фонды.

По мнению аналитиков Центробанка (ЦБ), предложенная Минфином цена нефти в 60 долларов за баррель излишне оптимистична, при этом признается, что существующий уровень в 40 долларов за баррель консервативен.

Отметим, что бюджетное правило предполагает вывод денежных средств из России для размещения их за рубежом. Механизм, позволяющий использовать ресурсы для внутренних инвестиций, отсутствует.

Напомним, что одним из следствий поражения СССР в холодной войне стала утрата рублем статуса инвестиционной валюты. Все внутренние инвестиции стали осуществляться в долларах.

В настоящее время процентная ставка по кредитам, взятым в российских рублях намного выше, чем процентная ставка по кредитам, взятым в американских долларах. Существуют институциональные и законодательные препятствия для использования рубля в качестве инвестиционной валюты.

После начала спецоперации, замораживания российских активов за рубежом на сумму около $300 миллиардов и многочисленных санкций, инвестиции из-за рубежа фактически остановлены.

Система, позволяющая осуществлять инвестиционный процесс в национальной валюте, не налажена.