1. Социальная война
  2. Насилие в школе
Москва, / ИА Красная Весна

Достаточно ли? Омбудсмен предложила обучать распознаванию травли в школах

Изображение: mosreg.ru
Ксения Мишонова
Ксения Мишонова
Ксения Мишонова

Обучать педагогов и родителей распознаванию буллинга (травли) в школах предложила уполномоченный по правам ребенка в Московской области Ксения Мишонова 21 ноября, передает Агентство городских новостей «Москва».

По заявлению омбудсмена, процесс травли школьников сверстниками зачастую идет скрыто и выявляется только тогда, когда достигает критического предела. Все это время объект травли остается один на один со своей проблемой. Проблему, по мнению Мишоновой, необходимо решать за счет разъяснительной работы о последствиях и методах преодоления этого негативного явления.

Мишонова также заявила, что в последнее время участились случаи травли в школах, и что профилактическая работа будет вестись совместно с подмосковным министерством образования.

Напомним, проблемой последних лет стали случаи стрельбы в учебных заведениях. В сентябре 2017 года в подмосковной Ивантеевке девятиклассник устроил стрельбу из травматического оружия и взрывы в школе. В итоге пострадала учительница и трое школьников. Причинами инцидента специалисты назвали конфликт с педагогом и психологические проблемы у подростка.

17 октября 2018 года студент политехнического колледжа в Керчи подорвал в учебном заведении самодельное взрывное устройство и устроил стрельбу из помпового ружья. Жертвой трагедии стал 21 человек, 67 получили ранения.

Многие эксперты предостерегают от формального ужесточения пропускного режима в школах и считают, что причиной подобных проблем стал отказ в школах от воспитательной компоненты.

Так, доктор психологических наук, профессор Рада Михайловна Грановская заявила, что школа должна не только учить, но и воспитывать человека. По ее мнению, как вседозволенность, так и жесткая дисциплина в школе могут быть источниками проблем.

Для того, чтобы процесс обучения был гармоничен и плодотворен — необходимы доверительные отношения в школе, считает психолог. А энергия школьников должна быть направлена на экстремальные, трудные, но общественно значимые задачи, в которых подростки смогут реализовать себя.

Комментарий редакции

В образовательных учреждениях всех уровней, от детского сада до института, между всеми участниками образовательного процесса процветают отношения, основанные на законах стаи зверей. И живут по животным законам выживания, где побеждает сильнейший, а слабый должен быть забит, не только дети, но и педагоги, и родители. Все грызут всех.

Никакие меры, направленные на устранение последствий таких взаимоотношений работать не будут. Они только создадут видимость работы по данному направлению, цинично прикроют приличной обложкой нездоровое содержание. А проблема — наличие бесчеловечных отношений в школе между детьми, учителями, родителями (буллинг, травля) — решена не будет.

Но внедрение очередных проектов по обучению родителей, созданию системы психолого-педагогической поддержки и т. д. поможет чиновникам, представителям НКО освоить очередные денежные средства. По сути происходит монетизация травли.

Только работа с причиной таких отношений внутри сообщества участников образовательных отношений даст результат. Необходимо растить, создавать коллективы, в которые входят все: учителя, дети, родители, директора. Только создание творческого, крепкого, основанного на законах человеческих взаимоотношений коллектива людей даст желаемый результат — отношения между всеми станут человеческими, без травли, унижения, забивания слабых.

А. С. Макаренко почти век назад говорил: «Харьковские мудрецы, настаивая на „постепенном проникновении“, собственно говоря, сидели на старых, кустарной работы, стульях: хорошие мальчики будут полезно влиять на плохих мальчиков. А мне уже было известно, что самые первосортные мальчики в рыхлых организационных формах коллектива очень легко превращаются в диких зверенышей».

Нашли ошибку? Выделите ее,
нажмите СЮДА или CTRL+ENTER