Кинокритик: жду северокорейское кино после обретения свободы самовыражения

Изображение: Лавренчук Андрей © ИА Красная Весна
Сергей Дёшин, кинофестиваль Меридианы Тихого — 2019
Сергей Дёшин, кинофестиваль Меридианы Тихого — 2019
Сергей Дёшин, кинофестиваль Меридианы Тихого — 2019

Для обновления азиатского кино нужны исторические смещения, заявил кинокритик Сергей Дёшин 14 сентября на пресс-конференции 17-го Международного кинофестиваля стран Азиатско-Тихоокеанского региона «Меридианы Тихого» во Владивостоке, сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

По словам эксперта, «новый взрыв» возможен в случае, когда в Северной Корее случатся преобразования по аналогии с падением СССР. «Я буду очень ждать северокорейского кино, когда Корея обретет свободу самовыражения. Это должно прозвучать на всю Азию и Европу».

Вместе с тем Дёшин отметил, что для обновления национального кинематографа нужна большая киноиндустрия. «Чтобы приходили новые авторы на смену — пришел Тарантино, пришел Линч, пришел Баумбах и так далее. Похожие и не похожие режиссеры. Они обновляют… и вода национального кинематографа не застаивается».

Напомним, популярный в СМИ тезис о тотальной и несправедливой цензуре в СССР в действительности опровергается живыми свидетелями эпохи. Так, известный режиссер Вадим Абдрашитов на обсуждении своего фильма «Магнитные бури» заявил, что «цензура большевиков — детский лепет по сравнению с цензурой продюсеров, которая навязывает актеров, навязывает условия даже не работы, а навязывает в каком-то смысле даже качество фильма».

Его коллега, известный советский и российский сценарист Александр Миндадзе также отмечал в интервью корреспонденту журнала «Однако», что в советское время «относились к авторскому кино трепетно, как к единственно возможному, как к искусству… Сценарии порой издавались с подзаголовком «повести для кино». Это порождение очень качественной кинопрозы. Кинолитератору всегда хотелось быть все-таки литератором, писателем. Это извращение, в общем, сладкое и, надо сказать, приятное, и чрезвычайно результативное, косвенно и отчасти отвечает на вопрос, почему у нас кризис в современной драматургии».

Ныне, по словам Миндадзе, индустрия кино заточена прежде всего на окупаемость, «так что сценарии теперь пишут „лесенкой“, это уже не произведение, а товар».