1. За рубежом: реальный мир
  2. 75-летие Победы
Париж, / ИА Красная Весна

Во Франции 8, 9 и 10 мая 1945 года стали днями народного праздника

Великая Победа подарила Дни народного ликования, записал в мемуарах бывший мэр французского города Варзи (Varzy) Жорж Маршан. Отрывки из его воспоминаний 8 мая публикует региональная газета Le Journal du Centre.

8 мая мэр Варзи возложил скромный букет сирени в честь сыновей коммуны, погибших за Францию. 8 и 9 мая 1945 года букетов были сотни. Вспомним об этих днях народного ликования, ставших «незабываемыми», благодаря Маршану.

В понедельник, 7 мая 1945 года, агентство Reuters официально объявило о безоговорочной капитуляции Германии. И уже во вторник, 8 мая, местная газета Le Journal du Centre вышла с заголовком: «Война выиграна! Вот победа», подтверждая то, чего все ожидали на протяжении 5 лет.

Как вспоминал бывший мэр, во второй половине дня, улица Delangle была увешана трехцветными французскими флагами, а также американскими, английскими, канадскими и советскими. Один громкоговоритель установили у тогдашнего мэра Абеля Шателе, а второй у его друга, Жюля Безансона, активного участника движения сопротивления с самого начала. В 15 часов они известили о скором выступлении вождя Свободной Франции Шарля де Голля. И вскоре торжественным голосом генерал де Голль подтвердил капитуляцию армий гитлеровской Германии.

«Война выиграна! Да здравствует победа! Это победа ООН, это победа Франции!», — заявил де Голль.

Овации заполнили рыночную площадь. Радость разливалась во все стороны. Повсюду толпа, музыканты. Начали бить колокола и куранты. Слезы радости на глазах у жителей. Особенно радовались беженцы из Кале, Булони, Сен-Омера, надеясь на то, что скоро смогут вернуться на родину.

В среду, 9 мая, после короткой ночи, ликование возобновилось. На витринах, как цветы, были развешаны матерчатые или бумажные флаги стран-союзников. Погода стояла отличная. Люди суетились, смеялись, поздравляли друг друга. Цветы из близлежащих садов превратились в букеты. В 11 часов утра начался бесконечный праздничный парад, который сменился небольшими прогулками до педагогического училища Ньевры, пустующего с 1941 года, вспоминает Маршан.

Перед табличками, прикрепленными к фасаду училища, вспомнили о погибших учителях и студентах во время обеих войн. И вновь звучали колокола. В церкви в проповеди звучали слова утешения и надежды. Никто не хотел уходить с улицы, люди пели, целовались. Тут и там устраивали импровизированные концерты, которые давали неутомимые музыканты.

Улицы «были переполнены танцорами всех поколений», — вспоминала местная жительница Моник Руби.

На следующий день, в четверг, 10 мая, в день Вознесения, народные празднования продолжались, еще больше укрепляя узы братства, сплетенные в предыдущие дни в дыхании мира и свободы, положив конец пяти годам и восьми месяцам кошмара.