СМИ узнали схему побега бывшего главы Nissan из Японии

Детали сложной операции по вывозу бывшего главы Nissan из Японии описала 6 января газета Los Angeles Times.

Помимо действий самого Карлоса Гона, издание описывает тех, кто ему помогал, поскольку такую операцию невозможно было провернуть в одиночку.

Одним из помощников был Макл Тейлор. Он защищал влиятельных людей и компании, тайно помогал правительству США расследовать преступления и сам признал, что нарушал закон.

Ветеран элитных сил специального назначения армии США, знаменитый «зеленый берет», Тейлор в 1994 году основал в Бостоне компанию American International Security Corp., которая обеспечивала безопасность операций по бурению нефтяных скважин. Также компания занималась спасением похищенных людей.

«Нью-Йорк Таймс» наняла его для спасения Дэвида Роде, корреспондента, который был похищен в 2008 году в Афганистане (Роде в конечном итоге сбежал сам).

Тейлор также работал в качестве внештатного сотрудника ФБР, работал на Управление по борьбе с наркотиками, а также помогал и другим федеральным органам.

Большая часть работы Тейлора за эти годы была связана с Ливаном, родной страной Карлоса Гона. Он был направлен в Бейрут во время Гражданской войны в Ливане, начав то, что его адвокаты называли «пожизненными отношениями с христианской общиной в Ливане» — той самой общиной, видным членом которой является Гон.

Тейлор говорит по-арабски; его жена Ламия — ливанка, а двое из трех сыновей учились в колледже в Ливане.

В операции по вывозу Гона Тейлору помогал напарник, уроженец Ливана по имени Джордж-Антуан Зайек. Зайек был также членом христианского ополчения, он познакомился с Тейлором в начале 1980-х годов и покинул Ливан в начале вторжения в Ирак в 2003 году.

Утром в воскресенье 29 сентября Тейлор и Заек прибыли на самолете Bombardier Global Express с дальностью полета более 6 800 миль в частный терминал международного аэропорта Кансай. На борту также находились два больших черных ящика.

Позже в тот же день, согласно записи с камер видеонаблюдения, опубликованной японскими СМИ, Карлос Гон вышел из своего дома, одетый в шляпу и хирургическую маску. Он сел на скоростной поезд от токийского вокзала Синагава до Осаки. После поездки Гон взял такси до отеля рядом с аэропортом, сообщает телеканал НТВ.

В тот же вечер самолет Bombardier вылетел из Кансая в Стамбул. По словам человека, знакомого с расследованием, организаторы побега полагали, что прямой перелет в Бейрут вызовет слишком много подозрений, поскольку мало кто летит туда из Осаки.

Пассажиры в частном терминале не освобождаются от паспортного контроля, и, по словам людей, знакомых с работой аэропорта, перед вылетом самолета Гона на месте присутствовали таможенные и иммиграционные чиновники.

Но Гон поднимался на борт не как официальный пассажир. Он был, по-видимому, грузом, спрятанным в большом черном ящике, который, по словам очевидцев, был слишком велик, чтобы поместиться в рентгеновских аппаратах аэропорта.

Видимо, рентгеновскую проверку он не проходил, поскольку к 11:10 вечера самолет уже был в воздухе.

Полет до стамбульского аэропорта имени Ататюрка занял чуть более 12 часов. Команда, перевозившая Гона, похоже, тщательно выбирала маршрут. Из Осаки самолет направился на северо-северо-запад, минуя Южную Корею, у которой есть договор об экстрадиции с Японией, а затем пересек российское воздушное пространство, где он оставался почти весь свой путь.

Это был не самый прямой маршрут, по которому самолет мог бы пролететь над Китаем, Монголией и Казахстаном. Но это позволило Гону лететь над страной, где у него есть значительные связи благодаря его работе по спасению АвтоВАЗа, который теперь является частью альянса Renault-Nissan.

Если бы японское правительство потребовало посадки его самолета, он мог бы надеяться на сочувствие или, по крайней мере, на отсрочку выдачи со стороны Москвы.

Самолет Гона приземлился в Стамбуле около 5:30 утра по местному времени 31 декабря. Там беглец пересел в другой самолет.

Как и в Кансае, по словам турецкого чиновника, который попросил не называть его имени, Гон совершил короткую поездку в ящике. Второй реактивный самолет, с меньшей дальностью полета, вскоре вылетел в Бейрут.

В Бейруте Гон уже не скрывал свою личность. Хотя его адвокаты изъяли его документы в качестве условия освобождения под залог, у Гона было два французских паспорта — редкая привилегия, предоставляемая гражданам, чья работа может потребовать от них путешествовать.

Карлос Гон сумел сохранить второй французский паспорт, при условии, что он останется в пластиковом футляре, защищенном кодовым замком, код которого знали только его адвокаты.

По словам человека, знакомого с ним, футляр был не особенно прочным, и при некотором желании и наличии простых инструментов его можно было взломать. С французским паспортом в руке Гон легально въехал в Ливан. Там его встретила жена.

Даже ближайшие советники Гона были ошеломлены, когда весть о его побеге начала распространяться 31 декабря. Его японские адвокаты заявили, что понятия не имеют, что он задумал: на импровизированной пресс-конференции ведущий юрисконсульт Дзюнъитиро Хиронака, казалось, был искренне озадачен тем, что только что произошло, описывая себя как «ошарашенного».

Аппарат Карлоса Гона по связям с общественностью, включающий в себя ведущие фирмы в Нью-Йорке и Париже, не комментировал ситуацию. Однако всё резко изменилось, когда стали появляться сообщения о том, что жена Кэрол Гон или другие члены его семьи помогли спланировать побег, который, если информация окажется точной, может привести к уголовному преследованию в Японии или где-то еще.

«Я один организовал свой отъезд. Моя семья, не играла никакой роли», — заявил Гон.

Даже если это правда, Гон получил большую помощь от людей, которые теперь могут оказаться под угрозой серьезных юридических последствий. В Турции власти быстро задержали семь человек, связанных с этими рейсами, включая четырех пилотов, и большинство из них были заключены под стражу.

MNG Jet Havacilik AS, компания, у которой были арендованы самолеты, также подала жалобу и заявила, что сотрудник фальсифицировал записи, чтобы скрыть тот факт, что они перевозили беглеца. Министр юстиции Японии тем временем объявил о начале расследования побега Гона, подняв вопрос о возможности предъявления обвинений всем, кто помогал ему.

Адвокаты Гона намерены предложить, чтобы его судили по японским обвинениям в Ливане, и чтобы токийские прокуроры предоставили следственные материалы и позволить своим бейрутским коллегам возбудить дело, сообщил бейрутский адвокат Гона Карлос Абу Джауда.

Такое соглашение было бы почти беспрецедентным, и для японского правительства это было бы крайне неловко. Согласиться на него, означало бы признать, что они не смогут вернуть Гона обратно.

Японские прокуроры тем временем наверняка будут рассматривать ливанский судебный процесс как предвзятый в пользу обвиняемого. Гон — один из самых прославленных граждан Ливана, его лицо даже на почтовой марке. Трудно представить себе более дружелюбное место для слушания.

Карлос Гон бежал после того, как был освобожден под залог. Обвинение настаивает, что он виновен в экономических преступлениях на сумму в десятки миллионов долларов.