Экс-министр образования: деньги вряд ли помогут решить задачи образования

Излишний экономизм может повредить при обсуждении стратегических вопросов образования, заявил помощник президента РФ Андрей Фурсенко 25 мая на панельной сессии «Будущее экономики: образование как сфера инвестиций» в рамках Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), сообщает корреспондент ИА Красная Весна.

Экс-министр образования и науки отметил: «Излишний экономизм в этом обсуждении может повредить. Понимаете, мы говорим только о деньгах... И я, может быть, рискну высказать несогласие: но не столько отсутствие денег — главная проблема (хотя я полностью согласен с тем, что образование недофинансировано в России). Есть и другие проблемы».

Фурсенко напомнил слова президента России о том, что прорывы невозможны без нового качества человеческого капитала, и что не следует искать ответы на вызовы будущего в прошлом.

Помощник президента поставил перед аудиторией вопрос про значимость денежной составляющей в решении вопросов образования: «Если мы вложим очень большие даже деньги в подходы, инфраструктуры, технологии, которые копируют, косметически улучшают то образование, которое в свое время было очень неплохим в Советском Союзе, то существуют определенные вопросы, по крайней мере, о том, а решит ли это задачи, которые стоят перед нами в будущем?»

Экс-министр образования и науки отметил, какие проблемы есть помимо отсутствия средств. По его мнению, это консерватизм. Образование, по определению, очень консервативная сфера и в этом есть свой плюс, заметил Фурсенко.

«Консерватизм позволяет создать инструмент передачи культурного кода от предыдущих поколений к будущим поколениям. Но консерватизм мешает делать достаточно решительные шаги не только в системе перестройки инфраструктуры. Мы очень много говорим о непосильной учебной нагрузке на преподавателя, но при этом подавляющее число преподавателей категорически отказывается перестроить учебный процесс. Я повторяю, не нормативные ограничения тут играют самую серьезную роль, а именно отказ преподавателей перейти от классической к комплексной лекционно-семинарской модели. Переход, скажем, к установочным лекциям, переход к консультации, к партнерским отношениям со студентами. То же самое можно сказать и про школы», — заявил помощник президента.

Экс-министра возмущает, что «далеко не в самых лучших вузах, далеко не самые лучшие преподаватели настаивают на том, чтобы дети сидели перед нами, и как они говорят: "Мы должны смотреть детям в глаза". Что они в этих глазах увидят, кроме желания погрузиться в интернет?»

Фурсенко пояснил, что инвестиции необходимы в качестве людей, в качестве новых знаний. Причем, подчеркнул выступающий, деньги тут играют важную, но не единственную роль, о чем говорится редко. «Мы говорим больше о деньгах и возникает ощущение, что наиболее продвинутая аудитория настолько погружена в деньги, что все остальные, если они хотят быть в тренде, должны следовать этой аудитории», — пояснил Фурсенко.

К конце своего выступления Фурсенко отметил, что в Советском Союзе были не только негативные, но и позитивные стереотипы: «И кстати в Советском Союзе вообще новации — не только денежные, не только экономические — в образование в те давние времена были, как ни странно, реализованы чаще, чем в сегодняшней свободной, раскрепощенной рыночной экономике».

Напомним, что ПМЭФ, который проходит в России с 1997 года, посвящен проблемам экономики России и мира. Повестку и содержание форума определяет Фонд «Росконгресс». В этом году форум продлится с 24 по 26 мая. Главный слоган мероприятия — «Создавая экономику доверия». Форум проходит при поддержке президента России Владимира Путина, который заявил во время своей инаугурации 7 мая, что России необходим экономический рывок.