Киты и морские суда перестанут угрожать друг другу

Изображение: (сс) Почта России, ИТЦ «Марка»
Почтовая марка «Фауна России. Китообразные. Горбатый кит». Дизайнер — А. Поварихин
Почтовая марка «Фауна России. Китообразные. Горбатый кит». Дизайнер — А. Поварихин

Первая фаза создания системы раннего предупреждения о возможном столкновении китов с судами у побережья штата Калифорния завершена в Проливе Санта-Барбара, рассказала 16 августа газета Los Angeles Times.

На двухсотметровой глубине установлена аппаратура, которая позволяет фиксировать звуки, издаваемые китами, на расстоянии до 30 миль и определять направление их перемещений. Посредством специальных кабелей устройство передает аудиосигналы на буй, находящийся на поверхности воды, далее они через спутник транслируются в диспетчерскую, откуда капитанов информируют о потенциальной опасности.

Это еще одна попытка предотвратить столкновения кораблей с китами в проливе, где морские трассы пролегают по акваториям, которые служат «пастбищами» для находящихся под угрозой исчезновения синих, сельдяных и горбатых китов. За год там проходят тысячи грузовых судов. При этом, как установлено учеными, киты редко реагируют на приближающиеся корабли. Они не воспринимают их как потенциальную угрозу.

В 2007 году в проливе было найдено пять мертвых голубых китов. В 2018-м установлен антирекорд — 11 погибших морских гигантов — но и он, очевидно, не устоит. Только с января этого года зафиксировано столько же жертв столкновений.

«Однако, это официальные данные, — пишет газета, — а реальность, вероятно, гораздо мрачнее. После смерти киты обычно тонут, и оказываются в зонах, где их невозможно обнаружить. Независимое исследование от 2017 года показало, что корабельные удары ежегодно становятся причиной гибели более 80 китов у западного побережья США».

Прежних усилий властей по сокращению смертности — от изменений маршрутов судов до предоставления финансовых стимулов компаниям, которые следуют просьбам о замедлении их скорости в период наиболее интенсивной миграции китов — оказалось недостаточно.

Спонсор нового проекта стоимостью 1,5 млн долларов, калифорнийский Университет Санта-Барбара, рассчитывает, что его реализация позволит существенно улучшить ситуацию.