1. Экономическая война
  2. Экономика Пакистана
Исламабад, / ИА Красная Весна

Власти Пакистана готовят программу приватизации госсектора в три фазы

Изображение: Анашкин Сергей © ИА Красная Весна
Приватизация
Приватизация

Всеобъемлющую программу приватизации государственных предприятий Пакистана в три фазы разрабатывает Комиссия по приватизации, 15 марта сообщило агентство Pakistan Today.

Сообщается, что в первую очередь будут приватизированы компании, которые являются убыточными, вроде Пакистанской международной авиакомпании (PIA), а также ряд энергораспределительных компаний в регионах. При этом предприятия, которые сочтут стратегически важными, приватизации не подлежат.

По информации агентства, программа приватизации рассчитана на пять лет, до 2029 года. Руководить процессом в общем смысле должен будет недавно избранный премьер-министр Пакистана Шехбаз Шариф.

Главной целью программы будет снижение участия государства в работе прибыльных предприятий и коммерческом секторе экономики в целом, рационализировать участие госсектора в экономике, а также решить давно наболевшие проблемы с приватизацией в Пакистане. Об оценках экономической эффективности и развитии предприятий нынешнего госсектора среди целей программы не сообщается.

На первом этапе программы, который рассчитан на год, минфин должен актуализировать федеральный отчет о работе госсектора, подготовленный в конце 2023 года, на основании которого будут выбраны первые кандидаты под приватизацию.

Напомним, экономические эксперты в Пакистане неоднократно заявляли о том, что госсектор экономики работает очень неэффективно. В качестве одной из главных причин называли то, что правительства и политические партии используют предприятия под госконтролем в качестве гавани для своих протеже и «прикармливания» своих политических сторонников. Как следствие, особого контроля за работой этих предприятий не осуществляется.

Вместе с тем эксперты, ориентированные на сотрудничество с Китаем и в целом на китайский опыт, признают ту же проблему госсектора, однако в качестве решения предлагают усилить госконтроль над этими предприятиями, включая борьбу с кумовством.

Тем не менее на фоне давления МВФ и других международных финансовых структур, которые также в целом говорят о необходимости повышать эффективность через приватизацию, голоса тех, кто предлагает усиливать госсектор, будут в явном меньшинстве.

Особую проблему будет представлять развитие энергетических компаний, попавших под приватизацию. Дело в том, что состояние энергосетей в Пакистане по общей оценке всех экспертов оставляет желать лучшего, а сами распределительные компании имеют немалые долги. В этой связи желающих взять эти предприятия под коммерческое крыло (с долгами, естественно) особо не находится.

Кроме того, новые хозяева энергораспределительных предприятий вряд ли возьмутся за стратегическое развитие своих новых активов — скорее будут быстрее отбивать вложения в их покупку. А значит об улучшении качества энергосетей говорить в любой обозримой перспективе не выйдет.