Япония и Италия договорились усилить оборонное сотрудничество
Япония и Италия согласовали план углубления сотрудничества на следующие три года в таких ключевых областях, как дипломатия, оборона и торговля, сообщила 15 июня The Japan Times.
Партнеры нашли друг друга, поскольку Рим стремится активизироваться в Индо-Тихоокеанском регионе, а Токио стремится укрепить свою сеть «единомышленников». Партнеры также имеют общую обеспокоенность по поводу роста региональной напряженности.
В «дорожной карте» до 2027 года, объявленной премьер-министром Фумио Кисидой и его итальянским коллегой Джорджией Мелони в пятницу на полях трехдневного саммита лидеров «Большой семерки» в Италии, намечен ряд конкретных шагов и обязательств, призванных обеспечить стратегическое партнерство на новых высотах.
План охватывает вопросы в семи областях, включая дипломатию, оборону и безопасность, торговую и экономическую безопасность, культурные и межличностные обмены, науку и технологии, а также продовольствие и сельское хозяйство.
Мелони, которая председательствовала на саммите G7 в этом году, приветствовала «значительный прогресс», достигнутый с тех пор, как две страны подняли свои двусторонние связи до уровня «стратегического партнерства» в январе прошлого года.
Этот план — первый в своем роде между Японией и Италией — служит свидетельством того значения, которое оба лидера придают развитию двусторонних отношений на фоне растущего согласия их стран по таким вопросам, как война на Украине, конфликт в секторе Газа, действия Китая в Индо-Тихоокеанском регионе, развитие Африки и повышение экономической устойчивости.
Что касается дипломатии, план действий призывает обе стороны институционализировать ежегодные встречи «стратегического диалога» между министерствами иностранных дел и обороны своих стран, при этом Токио и Рим также обязуются работать вместе как на двустороннем уровне, так и в рамках многосторонних форумов, таких как «Большая семерка» и ООН.
Документ также предусматривает усиление координации в области экономической безопасности, включая борьбу с экономическим принуждением и нерыночной политикой, такой как «непрозрачные и вредные промышленные субсидии» — шаг, очевидно, направленный на создание единого фронта против Китая.
Стратегические партнеры также обязались диверсифицировать цепочки поставок важнейших минералов и полупроводников, одновременно способствуя двусторонним инвестициям и торговле в таких областях, как агротехнологии, автомобилестроение, космос и переход к «зеленой» энергетике, в том числе посредством Соглашения об экономическом партнерстве между Японией и ЕС.
Что касается военного сотрудничества, Рим и Токио будут стандартизировать переговоры на высоком уровне, а также расширять совместную деятельность в области обороны и безопасности, включая заходы кораблей в итальянские и японские порты, совместные учения и расширение оборонно-промышленного сотрудничества.
Обе стороны также согласились начать официальные переговоры по двустороннему соглашению о закупках и перекрестных услугах, шаг, который будет способствовать бесперебойному и быстрому обеспечению поставок и услуг между их вооруженными силами.
Благодаря совместной программе разработки истребителей, заходам военно-морских сил в порты, учениям истребительной авиации и обмену информацией Италия и Япония в последние годы быстро углубили сотрудничество в сфере безопасности и оборонно-промышленной деятельности.
Рим начал активизировать свою деятельность по обеспечению безопасности в июне прошлого года, когда патрульный корабль «Морозини» зашел в порт военно-морской базы Йокосука в рамках пятимесячного пребывания в регионе — первого итальянского военного корабля за более чем 20 лет.
За этим последовали в августе первые в истории страны совместные учения истребительной авиации после того, как контингент из четырех истребителей F-35A итальянских ВВС вылетел в Японию в рамках сложной логистической операции.
Этот шаг стал частью более широкого партнерства, в которое вошли пилоты Воздушных сил самообороны, проходящие с 2022 года повышение квалификации в итальянской Международной летной школе в Дечимоманну, Сардиния.
Кроме того, ВМС Италии недавно направили свой модернизированный флагман, авианосец «Кавур», в тур по Индо-Тихоокеанскому региону, в ходе которого судно в августе зайдет в порт Японии после посещения Австралии.
Приход «Кавура» также будет включать в себя учения с участием Морских сил самообороны с использованием истребителей F-35B.
Обе страны закупают как истребитель F-35A с обычным взлетом и посадкой, так и варианты перспективного самолета F-35B с коротким взлетом и вертикальной посадкой. Рим собирается выставить на вооружение 60 F-35A и 30 F-35B, а Токио планирует приобрести до 105 F-35A и 42 F-35B в ближайшие годы — больше, чем у любого заказчика за пределами США.
Япония планирует разместить некоторое количество F-35B на своих двух вертолетоносцах класса «Идзумо», которые переоборудуются в легкие авианосцы. «Кавур» уже приступил к работе с несколькими F-35B.
Двусторонние отношения также быстро расширяются в области оборонных исследований и промышленного сотрудничества: Италия и Япония работают вместе с Великобританией над Глобальной программой боевой авиации — трехсторонним проектом по разработке боевого самолета следующего поколения.
Сверхзвуковой самолет, который планируется завершить к 2035 году, призван заменить около 90 устаревших истребителей ASDF F-2, а Великобритания и Италия планируют использовать его для замены 144 и 94 истребителей Eurofighter соответственно. Эта программа знаменует собой первый пример сотрудничества Токио с другими странами, без участия США, для удовлетворения основных оборонных потребностей.
Италия, член НАТО, поддержала аргумент, который часто используют как альянс, так и Япония в пользу увеличения военного присутствия в регионе, заявляя, что безопасность Европы «неотделима» от безопасности Индо-Тихоокеанского региона.
Со своей стороны, Япония создает сеть международных партнеров по обороне, включая отдельные европейские страны и НАТО в целом, на фоне опасений по поводу обладания ядерным оружием Северной Кореи и расширения военного потенциала Китая.
Хотя новая дорожная карта охватывает только следующие три года, аналитики не исключают возможности возобновления соглашения двумя партнерами в 2027 году.