Кургинян: русская культура и своеобразна, и внутренне двойственна
Русской культуре присуще своеобразие и внутренняя двойственность, она одновременно проникнута и фундаментальной русскостью, и вовлеченностью в Запад, заявил политолог и лидер движения «Суть времени» Сергей Кургинян 29 ноября в эфире программы «Разговор с мудрецом» на радио «Звезда».
Политолог, затронув тему русской культуры, обратил внимание на «ее своеобразие и ее внутреннюю двойственность». Для иллюстрации этого он напомнил, что Татьяна Ларина из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» писала свое знаменитое письмо Онегину на французском языке.
«Казалось бы, эта литература вообще вся вторична с точки зрения того, что все верхи говорят по-французски, всё время апеллируют к французским произведениям, французской моде и прочему. И вот, герой бессмертной грибоедовской поэмы „Горе от ума“: „Чтоб истребил господь нечистый этот дух пустого, рабского, слепого подражанья…“» — заметил лидер «Сути времени».
Вместе с тем Сергей Кургинян подчеркнул, что, с другой стороны, русская литература «совершенно ни на что не похожа». Он задался вопросом: что Татьяна Ларина, писавшая по-французски, могла знать о русской жизни?
«Откуда это внутреннее „Татьяна, русская душою“, „любила русскую зиму“. Откуда это всё? Неважно, няня или не няня, откуда то, что она, когда по совету няни ворожит и использует какие-нибудь обряды архаично-крестьянские, — с точки зрения того, что она хочет узнать свою судьбу — она вдруг оказывается совсем-совсем русская», — пояснил философ.
Сергей Кургиян напомнил также, что когда Татьяна Ларина попадает в библиотеку Евгения Онегина и смотрит на его пометки в книгах, ее губы начинают шептать: «Уж не пародия ли он?» А дальше, как отметил политолог, Александр Пушкин пишет:
Чем ныне явится? Мельмотом, Космополитом, патриотом, Гарольдом, квакером, ханжой, Иль маской щегольнет иной.
«Откуда одновременность совсем фундаментальной русскости (например, гения с очевидными африканскими корнями) и вся эта потрясающая вовлеченность в Запад? Мы же до конца даже не измеряем до сих пор объем этой вовлеченности», — подчеркнул Сергей Кургинян.