В России опубликовали меморандум по использованию ИИ в высшем образовании

Изображение: Лапухина Мария © ИА Красная Весна
Нейросети, искусственный интеллект
Нейросети, искусственный интеллект
Нейросети, искусственный интеллект

Меморандум, подготовленный по итогам первого Форума «ИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ: Педагогические вызовы и перспективы российских университетов», опубликован 9 июля на сайте Тюменского государственного университета (ТюмГУ).

Форум, организаторами которого стали Тюменский госуниверситет и Центр трансформации образования МШУ СКОЛКОВО, прошел в ТюмГУ в июне. О его задачах рассказала руководитель программы развития ТюмГУ Надежда Федорова:

«ИИ — это пороговая технология, ведущая мир в новый технологический уклад. Нет сомнений, что ее распространение будет стремительным и в результате приведет к новым переделам в старых сферах деятельности. Университеты не смогут остаться в стороне. Поэтому мы решили не ждать, когда мир заставит нас меняться, и начать процесс изменений инициативно, чтобы успеть выработать новую норму деятельности не только для себя, но и для системы высшего образования в целом».

Директор Школы перспективных исследований (SAS) ТюмГУ Андрей Щербенок пояснил суть тех вызовов, которые ставит перед высшей школой бурное развитие искусственного интеллекта:

«Использование существующих практик в условиях стремительного развития искусственного интеллекта приведет к имитации образовательного процесса в рядовых вузах и резкому снижению качества образования в ведущих. Поэтому университеты должны трансформировать свои образовательные программы, не просто внедряя дополнительные курсы по ИИ-грамотности, а меняя фундаментальные основы вузовской педагогики».

Результатом обсуждения возникающих проблем на прошедшем форуме стал меморандум «Искусственный интеллект в высшем образовании». В нем рассматривается ситуация, возникшая в высшем образовании в связи с внедрением в практическую жизнь постоянно совершенствующихся систем искусственного интеллекта на основе больших языковых моделей, и возможные сценарии ее влияния на всю систему высшего образования.

Авторы меморандума заявляют, что ИИ «являются подрывной инновацией, коренным образом меняющей образовательный процесс в вузах». Это происходит, во-первых, потому что технологии ИИ, ведущие к смене технологического уклада, автоматически изменяют квалификационные требования к выпускникам вузов.

При этом ряд программ высшего образования становятся неактуальными, но возникает запрос на специалистов, которые могут эффективно решать задачи, используя ИИ.

Другая острая проблема — широкая практика использования ИИ студентами для выполнения учебных заданий и написания выпускных квалификационных работ, что резко снижает их образовательный уровень.

Эта проблема обостряется еще и потому, что никакие системы контроля оригинальности предъявляемых студентами текстов типа «Антиплагиат» не работают. Отсюда преподаватели университетов вынуждены считать, что любая учебная работа, выполненная студентами вне стен аудитории, сделана с помощью ИИ.

Эти вызовы, вставшие перед высшей школой, требуют, по мнению авторов меморандума, немедленной глубокой трансформации образовательных программ, которая не должна сводиться лишь к включению дополнительных курсов по ИИ-грамотности, но обязана трансформировать «фундаментальные педагогические и методические основы высшего образования, практики взаимодействия студент — преподаватель и систему управления университетами».

Рассматривая возможные сценарии дальнейшего развития событий, авторы утверждают, что в случае сохранения в системе образования статус-кво (инерционный сценарий), в рядовых вузах образовательный процесс станет лишь имитацией обучения, но и в ведущих вузах качество образования резко снизится:

«Хаотичное использование ИИ в учебе не научит студентов сложным технологиям применения ИИ в трудовой деятельности».

Однако если каждый из вузов будет искать собственное решение возникающих проблем (анархический сценарий), то там, где они решат усилить контроль образовательных результатов, скорее всего, «будет происходить возврат к трансляционным методам обучения в ущерб самостоятельной исследовательской и проектной деятельности студентов».

В этом случае есть возможность удержать приемлемый уровень знаний учащихся, но они не будут готовы к успешной профессиональной деятельности в новых условиях.

Оптимальным сценарием авторы меморандума считают «интервенционистский», при котором ведущие вузы начнут трансформацию образовательного процесса, создавая пилотные проекты по глубокой интеграции в него ИИ.

Проекты, давшие положительные результаты, будут распространены на все программы высшего образования в стране, что позволит сделать ИИ важнейшим инструментом совершенствования образовательного процесса и решить ряд давно назревших проблем системы высшего образования.

Далее в документе подробно описываются принципы, на основании которых должна проходить интеграция ИИ в образовательный процесс. Выполнение их позволит обеспечить массовую подготовку выпускников, которые смогут эффективно работать в условиях нового технологического уклада, считают авторы меморандума.

Эти принципы включают:

1. Сохранение сложности развиваемых компетенций.

2. Трансформация роли преподавателей в учебном процессе, которые должны эффективно организовать работу студентов с ИИ.

3. Изменение взаимодействия преподавателя и студентов с упором на межличностное взаимодействие, в том числе и в учебной группе.

4. Обучение преподавателей и студентов навыкам работы с ИИ.

5. Автоматизация рутинных процессов, освобождающая преподавателей для решения творческих задач.

6. Трансформация системы управления университетом, в которой ИИ обеспечит ее эффективность.

7. Развитие межуниверситетской кооперации для преодоления существующего серьезного разрыва в уровне образовательного процесса в различных вузах.