Розничные книжные магазины проигрывают маркетплейсам
Ситуация с таким субъектом книжной отрасли, как розничные книжные магазины, была представлена президентом Ассоциации книгораспространителей Светланой Зориной на конференции «Книжный рынок России — 2023», которая прошла на Московской международной книжной ярмарке.
Выступление Зориной было посвящено работе розничных (несетевых) книжных магазинов. Согласно представленной информации, за 1 полугодие 2023 года произошло падение трафика в книжных магазинах в среднем на 10,1%. Рост средней отпускной цены книги составил 9,6%.Одной из главных причин падения интереса читателей к книжным магазинам докладчик указал ценовой демпинг на маркетплейсах. Разница цен с офлайн магазинами достигает 30% и более.
«Книжный магазин это хорошая, прекрасная площадка для знакомства с новинками, для знакомства с ассортиментом. Но, буквально заходя в книжный магазин, мы видим картину, что тут же читатель смотрит, сравнивает цену и уходит на маркетплейс», — рассказала Светлана Зорина.
В 1 полугодии 2023 года падение оборота книжной розницы в денежном выражении составило -8%, в натуральном выражении — 15,4%.
Попытка книгораспространителей выправить ситуацию вылилась в перезапуск весной текущего года Ассоциации книгораспространителей. По словам Зориной, теперь ассоциация заработала. Проводятся каждодневные встречи и онлайн-обсуждения. В планах ассоциации донести до государственной власти информации о необходимости снижения НДС на книги, принятия программы поддержки детского и юношеского чтения, расширения перечня доступных оплат для Пушкинской карты.