National Interest признал факт провала стратегии США по давлению на Иран

Изображение: Никита Кузьмин © ИА Красная Весна
США и Иран
США и Иран

Полный провал политики США по оказанию максимального давления на Иран отметил американский аналитик Пол Пиллар в статье, вышедшей 14 сентября в издании The National Interest.

Автор указывает, что заявления сторонников подобной стратегии в администрации США о том, что из-за оказанного давления Тегеран сократил активность на Ближнем Востоке, не имеют ничего общего с реальностью. В частности, в Сирии поддерживаемые Исламской Республикой вооруженные формирования, быть может, и пострадали от сокращения их финансирования, но от этого они не стали действовать менее активно. Та же картина прослеживается и в Йемене с хуситами, и в Ливане в случае с «Хезболлой».

Более того, иранские военные не стали проводить более сдержанный курс в Персидском заливе. Напротив, иностранные танкеры стали задерживаться чаще. Иными словами, Иран как проводил свою региональную политику, так и проводит её, пусть и с менее обширным бюджетом.

Не оправдались ожидания Вашингтона и в отношении того, что кампания оказания давления приведет к росту внутренней оппозиции, которая, в свою очередь, станет причиной смены режима в республике. Об этом свидетельствуют данные израильского Института вопросов национальной безопасности, эксперты которого указывают, что руководству Ирана удается преодолевать экономические сложности без того, чтобы они становились источником нестабильности.

Затем остается вопрос ядерной программы Исламской Республики. И здесь также Белый дом не смог направить Тегеран в нужное ему направление.

Автор подчеркивает, что единственным выходом из сложившей ситуации является возвращение Вашингтона к соблюдению условий ядерной сделки или заключения нового, схожего с ней соглашения. На этом пути Белый дом могут ожидать два препятствия.

Во-первых, это непреклонность сторонников жесткой линии в отношениях с Тегераном, а также неготовность пойти на подобное со стороны премьер-министра Израиля Беньямина Нетаньяху, который склонен подрывать дипломатический процесс военными методами. В частности, Пиллар уверен, что недавняя эскалация на Ближнем Востоке отчасти направлена на то, чтобы спровоцировать Иран на ответный удар, после которого как для США, так и для стран ЕС было сложно заключать соглашения с Тегераном.

Во-вторых, остается проблема того, как усадить стороны за стол переговоров и сделать так, чтобы они согласились на предложенные условия, не боясь выглядеть слабыми из-за сделанных уступок. Острее всего эта проблема стоит для Ирана, руководство которого меньше всего хочет, чтобы его воспринимали так, как будто оно поддалось на давление. Тем не менее того же не хочет и президент США Дональд Трамп, стремящийся заключить новое соглашение тем больше, чем ближе президентские выборы.

Напомним, ранее официальный представитель МИД Исламской Республики Аббас Мусави заявил о том, что руководство страны разрабатывает четвертый этап сокращения своих обязательств в рамках СВПД. При этом дипломат добавил, что республика будет соблюдать условия сделки до тех пор, пока сохраняется баланс между правами и обязанностями страны в рамках этого соглашения.