Ученый пояснил, почему сейчас в России нельзя опереться на частный бизнес
Частный бизнес будет тяготеть к стратегии максимизации прибыли, а это не то, что нужно России, заявил кандидат экономических наук Михаил Беляев 8 сентября корреспонденту ИА Красная Весна, комментируя предложение главы Счетной палаты Алексея Кудрина сократить государственный сектор в России в период посткризисного развития.
«Частник в широком смысле слова (акционерное общество и так далее) будет идти на поводу у максимизации прибыли. Не уверен, что это тот самый путь, который нам нужен», — считает экономист.
Он отметил, что государство не всегда ориентируется на максимизацию прибыли, «чем, собственно, и раздражает частный бизнес».
«Зато государство направляет усилия в более перспективные отрасли, которые дадут эффект и устойчивость экономики, а также базу для развития в дальнейшем», — пояснил экономист.
Он напомнил, что государство также работает и по важному направлению создания инфраструктуры, этаких «тылов производства», без который в современном мире никакое производство существовать не сможет.
«Образно говоря, это — тылы производства, которые сами дорогостоящие, с долгим циклом окупаемости, если вообще такой присутствует. Но без него частное производство существовать не может. Оно не может существовать без транспортной системы, без дорог, без мостов и так далее», — сказал Беляев, добавив, что это должно быть очевидно всем, включая либералов.
По его словам, может когда-нибудь в России и сложатся условия, при которых какая-то значительная приватизация сможет помочь развитию страны, но для этого нужны весьма серьезные условия.
«Может быть когда-то в перспективе, когда будет создан фундамент, когда экономика наберет достаточно высокие темпы развития, вот тогда может быть будет правомерно ставить вопрос, что государство должно постепенно уходить от хозяйственных функций и отдавать это частникам», — сказал экономист, добавив, что в тот момент частник, подхватив импульс государственного развития, возможно и сможет двинуть вперед экономику более эффективно, чем государство.
«Но сейчас не тот момент. На данном этапе действия государства полезны», — отмечает экономист.
Беляев также напомнил, что Россия находится в периоде посткоронавирусного спада, но в то же время стране нужно ускоренное развитие, с изменением структуры промышленности в сторону передовых отраслей и перестройкой традиционных отраслей на новую технологическую основу. И в этом как раз тоже может помочь государство.
«Дать толчок ускоренному выходу из состояния такой вялости экономики, в направлении по востребованным и перспективным отраслям и видам производства, а также с учетом регионального аспекта — это все-таки государственный приоритет», — резюмирует экономист.
Кроме того, он напомнил, что далеко не только государство может тормозить развитие тех или иных полезных инициатив.
«Как мы видим, есть определенные государственные инициативы, которые полезны, но как раз наталкиваются на интересы частного бизнеса, и скорее там они и тормозятся. Бывает и так, и так», — отметил экономист.
Ранее, глава Счетной палаты Алексей Кудрин в своей статье в журнале «Компания» заявил, что в период посткризисного развития России следует сократить государственный сектор.
Государственный сектор «может временами играть важную и положительную роль, но ему пора начать сокращаться», написал Кудрин. По его мнению, госкомпании менее пластичны и редко становятся экономическими и инновационными драйверами.