Гранаты как творческое оружие. Молодые художники — о своем месте в мире
Своими представлениями об источниках вдохновения, судьбах искусства в XXI веке и непреходящей актуальности академических традиций с читателями ИА Красная Весна поделились участники молодежной выставки-конкурса «Новое время», которая открылась 5 февраля в Новой Третьяковке. Экспозиция заняла весь 4 этаж выставочного комплекса — бывший 3 этаж Центрального дома художников (ЦДХ).
Иногда гранат — это просто гранат. Или не совсем?
Первой о личных творческих мотивах поведала уфимская художница Лиана Мкртчян. Там, где иные живописцы блещут концептуальностью, она опирается на интуитивное чувство прекрасного. В частности, гранаты, которые так часто встречаются на полотнах Мкртчян, полюбились ей уже за то, что они, по ее словам, «сочно смотрятся на белом фоне».
Художница призналась, что вдохновляется и отзывчивостью зрителей, по просьбам которых она «с каждым годом всё чаще и чаще» изображает эти фрукты на своих картинах. Впрочем, Мкртчян утверждает, что для нее гранат на белом фоне — не просто повод поэстетствовать, но и символ «семейства и плодородия».
Эстетическая позиция Мкртчян отражается и в ее отношении к злободневным вопросам политики. Она призналась, что всё «это очень далеко от художников», во всяком случае, от нее самой.
Аполитичность художницы гармонирует с плавным течением ее творческой карьеры. В частности, Мкртчян довольна тем, как в Башкирии — регионе, где она прожила большую часть жизни — старшие товарищи из Союза художников работают с начинающими живописцами. По ее мнению, претенденты всегда «проходят серьезный отбор», но молодые таланты, как правило, без особых проблем пробиваются на федеральный уровень.
Читайте также: Не постмодернизмом единым. В бывшем ЦДХ выставили 350 молодых художников
Лентяи и злодеи современного искусства
Другая участница выставки из скромности не представилась, но всё же поделилась своей тревогой за будущее искусства и гуманистических идеалов в целом.
На вопрос, сложно ли было организаторам выставки собрать такую обширную экспозицию, она ответила, что это «как минимум недешево». Но главная трудность, по ее мнению, состояла не в деньгах, а в том, что современное поколение художников «не так часто, как старшее, выдает хорошие результаты».
Участница выставки убеждена, что многие молодые живописцы слишком отвлекаются на «компьютеры и гаджеты», вместо того чтобы трудиться за мольбертом. Если их предшественники «жили с кисточкой в зубах», то современные художники пали жертвой «информационной лени», уверена художница. По ее мнению, выставка в Новой Третьяковке объединила тех немногих, кто еще трудится по старинке — в режиме «24/7 или даже 25/7».
Показательно, что творческая среда в понимании художницы — не просто место встречи богемных лентяев и вымирающих подвижников, а «поле борьбы злых и добрых сил за душу человека». Однако линия фронта настолько размылась, что участница выставки уже не уверена, борется ли она сама на стороне добра. Ей очень хотелось бы в конце концов узнать, «куда и кого выведут ее картины», хотя в трудные минуты и она близка к тому, чтобы пораженчески смириться с «победой зла».
Туманное однообразие классики
Другой молодой участник выставки, работа которого выставлялась в зале «актуального искусства», не задумывался так глубоко о ценностной подоплеке своего творчества. В то же время он довольно критично отозвался о собратьях по цеху из «классицистского» лагеря, чьи полотна составили основную часть экспозиции.
На взгляд живописца, его коллеги-академисты используют слишком тусклые краски — будто «через серую пленку» смотришь. Не разглядел молодой человек в реалистической секции и какого-то индивидуального начала.
У художника создалось впечатление, что «все эти работы здесь сделал один автор». При знакомстве с этими картинами его не покидало «ощущение, что это одна школа, в которой всё сделано» пусть и хорошо, но без какой-то отличительной «изюминки».
Стара традиция, да не перепрыгнешь
Еще один участник выставки — выпускник МГХПА им. С. Г. Строганова Дмитрий Платонов, — напротив, напомнил, что испытания академизмом нельзя избежать ни одному серьезному художнику, каким бы новатором и авангардистом он себя ни мнил.
Сам Дмитрий работает в области декоративно-прикладного искусства, однако его работы близки «актуальному» искусству. На выставке он представил подвижную скульптуру «Баланс» из стекла, металла и окрашенной воды.
Художник рассказал корреспонденту ИА Красная Весна историю своей коллеги-художницы, которая по окончании Московского архитектурного института поступила в Британскую высшую школу дизайна в Москве — популярнейшее высшее учебное заведение в области современного искусства и дизайна.
Сравнивая обучение в «Британке» и в МАрхИ, девушка сетовала, что в институте ей не давали творчески раскрыться, а в БВШД у нее «выросли крылья». И действительно, она начала создавать «интересное актуальное искусство».
Однако Дмитрий замечает, что ребята, поступившие в модное учебное заведение сразу после школы, уступают по силе и качеству работ своим однокашникам, которые сначала получили традиционное художественное образование, как его коллега.
«МАрхИ, „Суриковка“ или „Строгановка“ не обрезают крылья, а дают художественную и искусствоведческую базу», — считает Платонов. Не обязательно идти проторенным путем классиков и академиков, но, не зная его, трудно выбрать свою собственную оригинальную дорогу, уверен художник.
Выставка-конкурс «Новое время» идет в Новой Третьяковке до 9 марта 2020 года. В экспозиции представлены живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, а также новые, экспериментальные творческие формы. Все произведения созданы авторами моложе 35 лет за последние 5 лет. Организаторы отобрали около 500 произведений 350 авторов из 80 регионов России.
(теги пока скрыты для внешних читателей)