logo
  1. Культурная война
  2. Война за космос
Байконур, / ИА Красная Весна

Путешественник опубликовал эксклюзивные кадры брошенного ракетоплана «Буря»

Эксклюзивные кадры оставленных ракетоплана МТКС «Буря», технологического макета ОК-МТ и макета РН «Энергия-М» из заброшенной части космодрома Байконур опубликовал 16 июля блогер-путешественник Mister_marat.

Блогер совершил марш по казахской пустыне на расстояние в 36 километров, частично в ночное время суток, чтобы добраться до Монтажно-заправочного комплекса. МЗК находится в неиспользуемой части космодрома Байконур.

Путь до Байконура по пустыне
Путь до Байконура по пустыне
© mister-marat.livejournal.com
Вид на Монтажно-Заправочный Комплекс из окна Стенда динамических испытаний
Вид на Монтажно-Заправочный Комплекс из окна Стенда динамических испытаний
© mister-marat.livejournal.com

МЗК как объект сегодня не используется, наряду со Стендом динамических испытаний. А Монтажно-испытательный комплекс на площадке 112 частично обвалился. Под обломками крыши в 2002 году погибло изделие 1.01 «Буран», совершившее выход на орбиту.

По данным Википедии, в МЗК удалось проникнуть одному зарубежному блогеру в 2015 году. По словам Mister_marat, доступ для экскурсий в МЗК имеют только высокопоставленные персоны, визит ограничивается только первым этажом. Для посещения рядовыми туристами комплекс закрыт.

Изделие 1.02 «Буря» и технологический макет ОК-МТ
Изделие 1.02 «Буря» и технологический макет ОК-МТ
© mister-marat.livejournal.com

«Находиться вдвоём в огромном саркофаге было атмосферно и по-настоящему жутко. Корпус жил своей жизнью и был наполнен сотнями звуков, от дуновения ветра до звука падающего стекла», — делится впечатлениями фотограф.

Внутри МЗК
Внутри МЗК
© mister-marat.livejournal.com
Один из космических кораблей внутри МЗК
Один из космических кораблей внутри МЗК
© mister-marat.livejournal.com
Тяга к мечте
Тяга к мечте
© mister-marat.livejournal.com

Кроме МЗК путешественникам удалось проникнуть в Стенд динамических испытаний, внутри которого законсервирован макет ракеты-носителя «Энергия-М». РН этого класса относится к сверхтяжелым аппаратам — 1050 тонн, позволявшие доставлять на орбиту до 37 тонн полезной нагрузки, в том числе космические корабли «Буран» (изделие 1.01) и «Буря» (изделие 1.02).

Макет РН «Энергия-М» в своей гробнице
Макет РН «Энергия-М» в своей гробнице
© mister-marat.livejournal.com

Макет стоит в Стенде динамических испытаний с 27 декабря 1991 года.

Когда наконец-то добрался до цели
Когда наконец-то добрался до цели
© mister-marat.livejournal.com
© mister-marat.livejournal.com

Напомним, ракетопланы серии «Буран» создавались для программы «Энергия — Буран» на протяжении 12 лет. Для них было изобретено около 80 новых материалов, над их созданием работало 1200 предприятий. Первый и единственный полет «Буран» совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту, благополучно вернувшись с орбиты на землю.

«Буран» создавался для выведения на орбиту космических аппаратов, проведения военно-прикладных исследований, решения перечня задач для народного хозяйства СССР и обороны страны. В том числе для противодействия использованию ближнего космоса потенциальным противником в военных целях.

Всего было построено 5 ракетопланов:

  • Изделие 1.01 «Буран» побывало в космосе и погибло после консервации под обломками в одном из брошенных корпусов на космодроме Байконур;
  • Изделие 1.02 «Буря» и макет ОК-МТ оставлены в МЗК, массо-габаритный макет «Бури» представлен в музее космодрома;
  • Изделие 2.01 «Байкал», доведенное до готовности 30–50%, длительное время находилось на территории Тушинского машиностроительного завода. В 2011 году перевезено в Жуковский на реставрацию;
  • Изделие 2.02 — был готов на 10–20 %. Разобран (частично) на стапелях Тушинского машиностроительного завода;
  • Изделие 2.03 — задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода.
Комментарий редакции

Судьба ракетопланов серии «Буран» наглядно показывает поражающее действие перестройки на научный и производственных комплекс Советского Союза. Под разговоры о якобы прогрессивности отката к капитализму результат труда тысяч инженеров, конструкторов и рабочих просто бросили в пустыне.

Бывшие ракетопланы даже не попытались превратить в туристические объекты — по словам блогера, экскурсии в МЗК совершают в основном высокопоставленные лица. «Простым смертным» же приходится добираться «по-черному», идя на большой риск для жизни и здоровья.