Намибия может подключиться к глобальному сектору аккумуляторов
Африканские страны, в том числе Намибия, могут подключиться к сектору аккумуляторов и электромобилей, который, как ожидается, достигнет глобальной стоимости в $8,8 трлн в следующие три года и $46 трлн к 2050 году, заявил и. о. секретаря Экономической комиссии для Африки (ЭКА) Антонио Педро, 17 февраля сообщает газета The Namibian.
Антонио Педро сделал такое заявление в среду на саммите стран Африканского союза в Аддис-Абебе, Эфиопия. В своем выступлении он призвал африканские страны ускорить реализацию Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA), чтобы стать более устойчивыми и конкурентоспособными на глобальном уровне.
Говоря об индустриализации на основе природных ресурсов, Педро отметил, что она должна быть сосредоточена на создании добавленной стоимости, разумном внедрении политики местного содержания и подключении к глобальным цепочкам создания стоимости.
По мере роста спроса на электромобили будет расти и спрос на литий, из которого сделаны аккумуляторы. Намибия является многообещающей страной — источником критически важных полезных ископаемых, которые необходимы для технологий возобновляемой энергии, и у страны есть потенциал для разработки новых проектов по добыче кобальта и лития.
Литий и его соединения имеют множество промышленных, технологических и медицинских применений, включая производство термостойкого стекла/керамики и в авиастроении.
Уже две компании работают на месторождениях лития, обнаруженных в районе Уис: британская Andrada Mining Ltd. владеет там оловянным рудником, а австралийская Askari Metals начала первую фазу бурения на соседнем участке.
Согласно опубликованным сообщениям, ее программа бурения стартовала 12 февраля 2023 года, и компания уже завершила бурение шести скважин. Ведутся работы и на другом месторождении в Омаруру.
В интервью The Namibian в среду министр горнодобывающей промышленности и энергетики Намибии Том Алвиндо заявил, что необходимо обеспечить добычу лития таким образом, чтобы это было наиболее выгодно для страны.
Он ответил на вопросы о том, работает ли министерство над планами по изменению закона, чтобы ограничить добычу лития намибийцами. Это связано с тем, что литий стал очень востребованным минералом во всем мире.
«Нет никаких намерений лишать кого-либо их законных прав, предоставленных им в соответствии с Законом о горнодобывающей промышленности», — сказал Алвиндо, добавив, что министерство хочет обеспечить соблюдение экологических, социальных и управленческих принципов.
Тем не менее источники в министерстве сообщают, что есть планы изменить существующие правила, чтобы ограничить добычу лития владельцами заявок.
«Заявки» представляют собой небольшие горнодобывающие участки (300 м х 600 м), зарезервированные для намибийцев, которые не могут позволить себе вести крупномасштабную добычу полезных ископаемых, осуществляемую в соответствии с лицензиями на добычу.
В Намибии можно владеть максимум 10 заявками на добычу полезных ископаемых на свое имя или на компанию, которая должна на 100% принадлежать намибийцам. Владельцы таких заявок в основном добывают полудрагоценные камни.
В настоящее время добыча лития, особенно в районе Эронго, осуществляется владельцами именно таких участков, они по закону не обязаны иметь программу добычи или указывать, сколько ресурсов они обнаружили. Это затрудняет для министерства оценку количества лития в стране.
В прошлом году Намибия подписала соглашение с Европейским союзом о важнейших сырьевых материалах, причем литий занимает первое место в списке. Алвиндо отрицает, что соглашение повлияет на владельцев заявок.
«Никакой связи между соглашением, подписанным с ЕС, и добычей лития по заявкам нет. Суть соглашения заключается в том, что если ЕС решит участвовать в добыче нашего критического сырья, такие полезные ископаемые не будут экспортироваться в виде сырья, а только после добавления стоимости», — сказал он.
Алвиндо сказал, что правительство предоставляет тем владельцам заявок, кто занимается добычей лития, помощь в виде развития навыков, маркетинга и оборудования, поскольку они квалифицируются как мелкие майнеры.
Хотя спрос на литий в настоящее время высок, Алвиндо заявил, что не планирует пересматривать ставку роялти (лицензионного вознаграждения), которая в настоящее время составляет 2%.
«Что касается ставки роялти, то она определяется на основе стоимости и прибыльности соответствующего полезного ископаемого. Закон позволяет время от времени проводить пересмотр ставки. Однако в настоящее время процесс пересмотра ставки роялти за добычу полезных ископаемых не ведется», — сказал министр.