1. Мироустроительная война
  2. Афганский узел
Доха, / ИА Красная Весна

Эксперт указал сходство кризиса в Афганистане и захвата Ирака в 2014 году

Изображение: Ольга Скопина © ИА Красная Весна
Афганские боевики
Афганские боевики
Афганские боевики

События в Афганистане, где военные, по сути, передали боевикам радикального движения «Талибан» (организация, деятельность которой запрещена в РФ) без какого-либо реального сопротивления контроль над страной, напоминают то, как террористическая группировка ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) захватила Ирак в 2014 году, пишет профессор исторического факультета Калифорнийского государственного университета в Сан-Маркосе Ибрагим аль-Мараши в статье, опубликованной 17 августа на сайте Al Jazeera.

Автор указал на то, что на фоне молниеносного наступления радикалов целый ряд международных СМИ стал задаваться вопросом, каким образом афганские силы безопасности, подготовленные американскими инструкторами, могли так быстро проиграть битву за Афганистан. Аль-Мараши подчеркнул, что и после разгрома иракской армии задавались такие же вопросы. Он уверен, что объяснения многих неудач иракских вооруженных сил после вторжения США в 2003 году могут быть полезны для понимания причин недавнего краха афганских вооруженных сил.

«Действительно, несмотря на множество фундаментальных различий между ситуациями в Ираке и Афганистане, военные неудачи обоих государств были вызваны одними и теми же тремя факторами», — обратил внимание эксперт.

Прежде всего, он указал на то, что США стремились навязать жесткую, иерархическую американскую военную доктрину армиям и того, и другого государств, не принимая во внимание различия в культурах Ирака и Афганистана. Затем он подчеркнул, что афганской и иракской армиям пришлось столкнуться с «жестокими негосударственными субъектами, обладающими более сильной „асабийей“ (групповой солидарностью), чем они».

Наконец, поражение обеих армий было связано со слабостью политического руководства обеих стран, из-за которой нельзя было добиться эффективного управления страной: в рамках политических систем Ирака и Афганистана создались сети коррупции и непотизма, которые и обеспечили успех боевиками ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) и «Талибана» (организация, деятельность которой запрещена в РФ).

Кроме того, несмотря на все различия между Ираком и Афганистаном, крах вооруженных сил обеих стран был также вызван «провалом усилий по строительству наций».

«Так, вторжения США в Афганистан в 2001 году и в Ирак в 2003 году привели к навязанным извне военизированным процессам строительства наций, которые имели разрушительные последствия для этих стран и их секторов безопасности», — продолжил автор.

«Осуществив вторжения, США исключили иракцев из партии „Баас“ и бывших членов вооруженных сил республики, а также афганцев из „Талибана“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) из своих усилий по строительству наций. В ответ на это обе эти группы обратились к насилию против нового государства и вооруженных сил», — добавил аль-Мараши.

Он подчеркнул, что миротворческая работа и так сопряжена с большими трудностями даже после того, как прекращаются боевые действия, однако афганское и иракское государства пришлось восстанавливать в условиях внутренних вооруженных восстаний. В обоих случаях восстания возникли после того, как военное вмешательство США привело к появлению вакуума безопасности. Оккупационным силам США пришлось взять на себя роль того, кто будет обеспечивать внутреннюю безопасность, одновременно работая над созданием новых местных вооруженных сил с нуля.

«Проблема в том, что в обоих случаях усилия США привели к созданию армий по образу американских военных с жесткой централизованной иерархией. Вашингтон надеялся, что эти армии-копии в конечном счете разовьют необходимый потенциал для проведения крупномасштабных наземных операций при поддержке США с воздуха. Армия ни той, ни другой страны не достигла этой цели, которая вскоре оказалась излишней, поскольку и Афганистан, и Ирак стали театрами асимметричных боевых действий и атак вооруженных групп», — заметил он.

«И в Афганистане, и в Ираке США предоставили новым вооруженным силам современное вооружение, такое как самолеты, но вскоре стало ясно, что местные силы не могут обслуживать это сложное оборудование без постоянного присутствия американских военных советников на местах. Другое американское оружие, включая джипы, бронетранспортеры, артиллерию и танки, по иронии судьбы оказалось в руках ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) или „Талибана“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), в результате чего налогоплательщики США косвенно субсидировали эти группировки», — добавил он.

Не стоит забывать, указал аль-Мараши, и о масштабной коррупции в обеих странах, из-за которой в 2014 году 30 тыс. иракских военных не смогли помешать боевикам ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) захватить Мосул, а в нынешнем 300 тыс. афганских военных не дать талибам (организация, деятельность которой запрещена в РФ) захватить большую часть страны.

«Например, известно, что высокопоставленные офицеры обеих вооруженных сил раздували списки своих военнослужащих вымышленными именами и собирали зарплаты этим „солдатам-призракам“», — напомнил эксперт, добавив, что «офицерские должности предоставлялись политическим лоялистам, а не тем, кто имел военный опыт».

Подобные офицеры с целью наживы не только раздували численность войск, но и получали доли с незаконных поборов с населения на контрольно-пропускных пунктах, что привело к отчуждению простых жителей страны.

«То, что мы наблюдаем сегодня в Афганистане, и то, чему мы были свидетелями в Ираке около семи лет назад, — это окончательный провал не только вмешательства США в эти две страны, но и всей их доктрины „войны с террором“», — указал автор.

Так, США вторглись в Ирак и Афганистан с целью уничтожения террористических групп и их сторонников. Затем Вашингтон приступил к процессу строительства наций, который привел к тому, что США заново воссоздали вооруженные силы в обеих странах. Эти новые институты, однако, совершенно не смогли справиться с вакуумом безопасности, вызванным самими американскими вторжениями. В конце концов, война США с террором, а не уничтожение террористических группировок, привела к тому, что эти группы смогли получить больший простор для действий.

«Спустя 20 лет после вторжения в Афганистан талибы (организация, деятельность которой запрещена в РФ) снова готовятся взять страну под полный контроль. Более того, с возвращением „Талибана“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) в минувшие выходные к власти существует большая вероятность того, что свою деятельность в стране возобновит и „Аль-Каида“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). Между тем ответвление „Аль-Каиды“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ), ИГИЛ (организация, деятельность которой запрещена в РФ) всё еще действует как в Афганистане, так и в Ираке», — отметил аль-Мараши.

«Нынешняя ситуация в Афганистане является прямым результатом действий США, но на данный момент Вашингтон, похоже, не готов предпринимать какие-либо действия, чтобы исправить свои ошибки. Пока неясно, какие последствия для безопасности США окажет неспособность США создать сильную и боеспособную армию в Афганистане. Однако ясно, что эта неудача будет иметь немедленные и необратимые последствия для миллионов афганцев, которые сейчас сталкиваются с мрачной перспективой снова жить под деспотическим правлением „Талибана“ (организация, деятельность которой запрещена в РФ). В конце концов, мы уже видели подобную драму в Ираке с плачевными последствиями», — заключил он.