На острове Пасхи на самом деле не было демографического кризиса — ученые
Демографического кризиса, который, как считается, стал причиной опустения острова Пасхи, на самом деле не было. Так считают ученые в исследовании, опубликованном 24 июня в журнале Nature Communications.
Согласно общепринятой версии, на острове Пасхи люди вырубали каждое дерево, возможно, чтобы создать поля для сельского хозяйства или воздвигнуть гигантские статуи в честь своих кланов. Это привело к катастрофическому краху, и только несколько тысяч человек остались свидетелями того, как первые европейские лодки высадились на их отдаленные берега в 1722 году.
Однако, согласно новому исследованию антропологов Бингемтонского университета Роберта Ди Наполи и Карла Липо, все произошло не так.
Остров Пасхи, или Рапа-Нуи на родном языке, уже давно находится в центре внимания ученых, занимающихся вопросами, связанными с экологическим кризисом. Но чтобы решить эти вопросы, исследователям сначала необходимо восстановить численность населения острова, чтобы выяснить, произошел ли такой коллапс и, если да, то в каких масштабах.
«Для Рапа-Нуи большая часть научных и популярных дискуссий об острове была сосредоточена вокруг идеи о том, что произошел демографический коллапс и что он коррелирует во времени с изменениями климата и изменениями окружающей среды», — объяснил научный сотрудник в области экологических исследований и антропологии Ди Наполи.
Через некоторое время после того, как остров был заселен между 12-13 веками, некогда покрытый лесом остров был лишен деревьев. Эти экологические изменения, как утверждается, снизили пропускную способность острова и привели к демографическому спаду. Кроме того, примерно в 1500 году произошел климатический сдвиг, который привел к более сухому климату на Рапа-Нуи.
Впервые Ди Наполи и Липо представили метод, способный показать, как изменения численности населения связаны с переменными окружающей среды с течением времени.
Стандартные статистические методы не работают, когда дело доходит до привязки данных радиоуглерода к изменениям окружающей среды и климата, а также связанным с ними перемещениям населения. Для этого потребуется оценить «функцию правдоподобия», которую в настоящее время трудно вычислить. Однако приближенное байесовское вычисление — это форма статистического моделирования, которая не требует функции правдоподобия и, таким образом, дает исследователям обходной путь, пояснил Ди Наполи.
Используя этот метод, исследователи определили, что население острова неуклонно росло с момента его первоначального заселения до контакта с европейцами в 1722 году. После этой даты две модели показывают возможное плато численности населения, в то время как еще две модели показывают возможное снижение.
Поэтому, как утверждают ученые, нет никаких доказательств того, что островитяне использовали ныне исчезнувшие пальмы в качестве пищи, что является ключевым моментом многих мифов о крахе. Текущие исследования показывают, что вырубка лесов была продолжительной и не привела к катастрофической эрозии; деревья в конечном итоге были заменены садами, мульчированными камнем, что повысило производительность сельского хозяйства. Во время засухи люди, возможно, полагались на пресноводные прибрежные воды.
Строительство статуй моаи, которое некоторые считают фактором, способствующим разрушению, фактически продолжалось даже после прибытия европейцев. В общем, до контакта с европейцами на острове никогда не проживало более нескольких тысяч человек, и их число скорее увеличивалось, чем сокращалось, показывают их исследования.
По словам Липо, концепция о том, что изменения в окружающей среде влияют на человеческое население, начала развиваться в 1960-х годах. Со временем это внимание стало более интенсивным, поскольку исследователи начали рассматривать изменения в окружающей среде как основную движущую силу культурных сдвигов и преобразований.
Но эта корреляция может быть в большей степени обусловлена современными проблемами загрязнения, вызванного индустриализацией, и изменением климата, а не археологическими свидетельствами. Изменения окружающей среды, указывает Липо, происходят в разных временных масштабах и в разных величинах. То, как человеческие сообщества реагируют на эти изменения, варьируется.