В Анапе испытывают уникальный комплекс для мониторинга загрязнений мазутом

И. К. Айвазовский. Радуга. 1873
И. К. Айвазовский. Радуга. 1873

В Анапе стартовали испытания уникального мультисредного комплекса, разработанного для мониторинга загрязнений мазутом. Об этом сообщила научный сотрудник Института проблем управления РАН Татьяна Галактиха 31 января, сообщает краевой оперштаб.

Это стало ответом на недавние экологические бедствия, связанные с крушением танкеров в Черном море.

Как сообщила Галактиха, оборудование включает в себя аэростат, безэкипажный катер, электровездеход и подводный дрон. Эти аппараты будут проверяться на «Белом пляже», где ученые намерены оценить их эффективность в реальных условиях.

Комплекс предназначен для работы в различных средах: воздухе, на поверхности воды, на берегу и под водой.

По задумке разработчиков, все элементы системы смогут взаимодействовать друг с другом, что позволит более точно определять наличие нефтепродуктов.

«Наш мультисредный комплекс мониторинга в экологической сфере включает в себя аэростат, на который вешается полезная нагрузка. Также есть безэкипажный катер, который по полетному заданию двигается по воде», — пояснила Галактиха.

15 декабря 2024 года в районе Керченского пролива произошла катастрофа с танкерами «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Во время шторма оба судна потерпели крушение, что привело к эвакуации 27 моряков, среди которых один, к сожалению, погиб. По предварительным данным Минтранса, в море попало около 2,4 тысячи тонн нефтепродуктов.

Ситуация усугубилась 10 января, когда из трещины в корме танкера «Волгонефти-239», находящегося на мели у порта Тамань, произошел новый выброс мазута. Экоинспекторы смогли собрать основную часть загрязняющих веществ всего за три дня. Однако черноморское побережье Краснодарского края уже понесло значительные потери от этого экологического бедствия, что привело к введению режима чрезвычайной ситуации федерального характера.

Первые локальные выбросы мазута у крымского берега были зафиксированы 21 декабря в районе Керчи. Нефтепродукты быстро распространились и достигли Севастополя, что вызвало введение режимов техногенной чрезвычайной ситуации как регионального, так и муниципального характера. В Севастополе 24 января был объявлен режим ЧС федерального уровня.

Таким образом, создание мультисредного комплекса не только актуально, но и необходимо для предотвращения подобных катастроф в будущем. Ученые надеются, что новые технологии позволят оперативно реагировать на загрязнения и минимизировать их последствия для экосистемы Черного моря.

Тестирование оборудования станет важным шагом на пути к более эффективному мониторингу и защите окружающей среды. Успех этих испытаний может стать основой для разработки новых стандартов в области экологии и безопасности мореплавания, что крайне важно для сохранения природы и здоровья населения прибрежных регионов.