В Албанской Церкви настаивают на перерукоположении духовенства ПЦУ

Изображение: Сергей Кайсин © ИА Красная Весна
Раскольники ПЦУ. Филарет и бандеронацисты
Раскольники ПЦУ. Филарет и бандеронацисты

Убеждение в незаконности совершенных ранее в так называемом киевском патриархате епископских хиротоний было выражено архиепископом Тиранским и всей Албании Анастасием. Об этом 30 марта со ссылкой на публикацию письма архиепископа Анастасия к патриарху Варфоломею сообщается на сайте Отдела внешних церковных связей Украинской Православной Церкви.

На сайте УПЦ, в частности, опубликованы переведенные с греческого языка фрагменты письма архиепископа Анастасия. «Мы имеем сомнения в том, делает ли восстановление Филарета в каноническом чине автоматически действительными и совершенные им хиротонии», — говорится в тексте письма.

Кроме того, автор письма, ссылаясь на приведенные аргументы патриарха Варфоломея в отправленном им ранее письме архиепископу Анастасию, отметил: «Соотношение и аналогия украинского вопроса с мелетианской схизмой IV-го века, о чем подробно упоминается в Вашем письме, не развеяли наших сомнений. Напротив, внимательное изучение этого [вопроса] приводит к другим выводам. Согласно трактату приснопамятного митрополита Анхиальського, а затем Смирнского Василия, что Вы мне прислали в качестве приложения [под названием] „Подробно о схизме мелетиан“, говорится следующее: „Исправление происходило через принятие самого Мелетия в епископское достоинство без священнодействия, а тех, кто был рукоположен им, в то время как он сам был отлучен, епископов и пресвитеров и диаконов, — на таких условиях и таким образом, которым 8-й канон повелевает принимать кафаров и новациан, то есть из простого рукоположения (хиротесии) с молитвой, утверждая за каждым из них их священные степени“. Последняя объясняющая фраза была опущена в Вашем письме», — отметил архиепископ Албанский.

Архиепископ Анастасий настаивает на существующей в церковной практике определенной схеме принятия раскольников в лоно Церкви на примере тех же мелетиан: «…преодоление схизмы мелетиан и принятия по икономии незаконно рукоположенных Мелетием, включало следующие этапы: а) покаяние, б) возложение рук каноническим епископом — минимально необходимого для восстановления апостольского преемства, в) молитву, г) окончательное примирение. Речь идет о принципе, который действовал во всех случаях возвращения раскольников к Православной Церкви и который указывал на выход из существующей проблемы. Несмотря на то, что случай Филарета является удивительно подобным случаю с Мелетием, который вернулся «в высоком епископском достоинстве, впрочем без всякой церковной власти или авторитета», примененная к нему (Филарету) снисходительность остается не объясненной.»

В связи с выше приведенной аргументацией автор письма выразил удивление, что Филарет был принят в каноническую церковь — Константинопольский патриархат (при том, что неизвестно, подавал ли он прошение о покаянии), а его ранее совершенные и недействительные церковные действия стали узаконенными. Более того, архиепископ Албанский заявил в письме и о том, что по украинскому вопросу нет никакой аналогии с ситуацией с РПЦЗ, Болгарской Православной Церковью.

Напомним, ранее в Албанской Церкви заявляли о невозможности признать законность рукоположений в ПЦУ, а таким образом и саму законность ПЦУ.