«Мострансавто» грустит по «самой читающей стране в мире»? Или просто пиар?
Свою онлайн-библиотеку для пассажиров автобусов Московской области запустили в «Мострансавто» 18 февраля, сообщает РИА Новости.
Для входа в онлайн-библиотеку нужно мобильным устройством считать QR-код, напечатанный на специальном постере в автобусе. Постеры появились в 150 автобусах перевозчика, в десяти подмосковных городах. К концу года данный проект обещают распространить на все подмосковные филиалы предприятия.
Библиотека «Мострансавто» включает пока всего лишь 100 книг: классические произведения отечественных и зарубежных писателей (Пушкина, Чехова, Шекспира, Дюма).
«Собрание подобрано так, чтобы любой пассажир смог выбрать то, что ему интереснее и ближе», — прокомментировал гендиректор транспортной компании Владислав Мурашов. Также он добавил, что библиотеку планируется пополнить книгами на английском языке, что будет востребовано иностранными туристами.
Отметим, что бесплатные онлайн-библиотеки появились в русском интернете с самого его зарождения. Так, наиболее известная библиотека Максима Мошкова (lib.ru) открылась в 1994 году и в настоящее время содержит десятки тысяч книг.
Тем не менее, власти считают полезным открывать свои интернет-библиотеки в учреждениях и на транспорте. Так, с 2014 года подобные библиотеки начали открываться в детских больницах Москвы для детей, находящихся на излечении в стационаре. В 2015–2016 годах они появились в московских аэропортах и ж/д вокзалах. В петербургском метро в 2016 году запустили поезд с вагонами, в которых пассажиры могли бесплатно загрузить на телефон 50 популярных книг. Причем сами вагоны были оформлены в стиле библиотечного зала.
В 2017 году мобильные библиотеки стали доступны на станциях Московского центрального кольца. При этом двести бесплатных книг включали в себя, помимо классики, произведения современных российских писателей, аудиокниги и англоязычную литературу.
Сложно понять, чем, кроме пиара, является внедрение интернет-библиотек на транспорте. Куцый набор текстов, включающий в себя по большей части классику, и бесплатность прочтения оной преподносятся как некое откровение. И это при том, что книги российских и зарубежных классиков в интернете можно найти на многих десятках (если не сотнях) интернет-сайтов, различающихся по удобству чтения. Проблема может возникнуть лишь с произведениями современных писателей, которые могут быть недоступны ввиду авторских прав.
Для сравнения, наличие медиа-системы в самолете, встроенной в подголовник находящегося впереди кресла, абсолютно понятно и оправданно. В самолетах за небольшими исключениями недоступен интернет и ограничено использование собственных мобильных устройств пассажиров. В такой ситуации ограниченная медиатека имеет смысл.
Однако в автобусе, электричке или больнице ограничений на пользование мобильными телефонами нет, потому нет и проблемы зайти на любой интернет-сайт и скачать желаемую книгу. Заметим, что пассажирам не предлагается ни облегчить доступ в интернет, ни воспользоваться медиа-устройствами, встроенными в сам автобус, ни хотя бы дать доступ к книгам современных писателей. Все, что им предлагается — это плакат с QR-кодом, содержащим ссылку на сайт компании с крайне ограниченным набором книг.
Хотя мы прекрасно понимаем, что об «успехах» отчитываться нужно, и куда как проще придумать очередную электронную безделушку, которая при ближайшем рассмотрении, оказывается просто никому не нужной, чем заняться реальными транспортными проблемами региона. А жители Подмосковья, как стояли в многочасовых пробках, так и еще постоят, глядишь у властей и дойдут руки до строительства дорог и прокладки новых маршрутов общественного транспорта.