Ученые выяснили свойства красок, используемых в темперной живописи

Воробьев Максим. Картинная галерея графа А. С. Строганова. 1794
Воробьев Максим. Картинная галерея графа А. С. Строганова. 1794

Структуру и свойства красок, используемых в темперной живописи, выяснили исследователи из университета Сорбонны, 24 ноября сообщает журнал Angewandte Chemie.

В отличие от техники масляной живописи, темперной живописи, практикуемой на деревянных панелях, стенах или холсте, уделялось мало внимания в физико-химических исследованиях. Эта техника рисования, которая применяется с древних времен, характеризуется нанесением пигментов в связующей среде на водной основе, часто с использованием яичного желтка. Она почти полностью была замещена в конце 15 века маслом.

Чтобы понять свойства и привлекательность этой смеси на молекулярном уровне, ученые воспроизвели рецепты 15 века, которые тосканский художник Ченнино Ченнини запечатлел на бумаге.

Эта комбинация широко использовалась в произведениях, датируемых средневековьем, как базовый слой для золочения и изображения частей тела.

Измерения свойств текучести и изучение молекулярной организации, показали, что образование связей между белками яичного желтка, молекулами воды и частицами глины пигмента делает смесь более вязкоупругой.

Благодаря синергии между яичным желтком и пигментом смесь хорошо растекается и укрывает поверхность холста.

Проделанная работа позволяет лучше понять свойства материалов, выбранных художниками и дает возможность реставраторам проводить более качественные работы по консервации и реставрации работ, выполненных с использованием этой техники.