С ковидом в опустевших центрах городов Новой Зеландии выросла преступность

Изображение: Цитата из х∕ф «Холодное лето пятьдесят третьего...». Реж. Александр Прошкин. 1987. СССР
Бандиты в засаде
Бандиты в засаде

В центре Окленда число насильственных преступлений выросло на 30% по сравнению с допандемийным уровнем, а перестрелки бандитов в Веллингтоне шокируют жителей города, сообщает 14 мая британская газета Guardian.

Некоторые новозеландские города, опустевшие из-за COVID-19, в настоящее время сталкиваются с резким ростом преступности. Данные полиции, опубликованные в апреле RNZ, показали, что уровень насильственных преступлений в Окленде, крупнейшем городе, вырос на 30% по сравнению с уровнем, существовавшим до пандемии, и оставался стабильным по сравнению с предыдущим годом, несмотря на месяцы карантина, удерживавшего людей в закрытых помещениях.

В Веллингтоне недавние перестрелки потрясли некоторых жителей. Серия «таранных рейдов», в ходе которых преступники въезжают на машинах в стеклянные витрины магазинов и грабят их, доминировала в заголовках газет. Возраст некоторых предполагаемых преступников стал особым шоком: полиция сообщает о задержании 11-летних детей за рулем угнанных автомобилей.

По международным стандартам города Новой Зеландии, как правило, относительно безопасны. Возможно поэтому, отмечают британские журналисты, заголовки в последние месяцы звучат несколько недоверчиво. «Почему в центре Веллингтона идет бандитская война?» — спрашивается в одном из них. «Что, черт возьми, происходит?»: Еще один таранный рейд в Окленде», — говорится в другом.

В то время как формально карантины и большинство ограничений закончились в марте, заселение центров городов Новой Зеландии происходит очень постепенно. Согласно данным о количестве пешеходов, предоставленным центральной бизнес-ассоциацией Окленда Heart of the City, число пешеходов по-прежнему значительно ниже прошлогоднего показателя, а в некоторых районах сократилось на 40% и более.

Эта пустота может быть ключевой причиной всплесков преступности в центре города, считает криминолог Кентерберийского университета Джаррод Гилберт. Он цитирует теорию о том, что для совершения большинства преступлений необходим вероятный преступник, подходящая цель и отсутствие людей, способных обеспечить соблюдение порядка — людей, которые просто своим присутствием препятствуют совершению преступлений.

Даже если преступники и цели остаются прежними, в городах Новой Зеландии прямо сейчас «людей, способных обеспечить соблюдение порядка», говорит он. «Пространства, населенные большим количеством людей, препятствуют преступности», — подчеркивает он. А пустота может порождать еще большую пустоту: если люди не чувствуют себя в безопасности, они с меньшей вероятностью выходят наружу, что делает окружающую среду все более пустынной и уязвимой.

Сам рост преступности и сопровождающая его шумиха в СМИ становятся политической проблемой для правительства, которое в мае объявило о выделении более полумиллиарда новозеландских долларов на дополнительное финансирование полиции, что является одним из крупнейших пакетов расходов, объявленных в преддверии ежегодного объявления бюджета. 562 миллиона новозеландских долларов ($353 млн), которые будут потрачены на полицию в течение следующих четырех лет, что должно создать соотношение, когда один полицейский будет приходиться на каждые 480 жителей.