FP: доступ на рынок Китая побудил компании США предать свои ценности
Китай может использовать свое глобальное влияние как для контроля информации внутри своих границ, так для формирования нарративов во всем мире, считает Сьюзан Носсель — автор материала «Культурное отделение от Китая — не ответ», опубликованном 26 сентября в Foreign policy.
Китай — огромный рынок, получение доступа к нему побудило производителей продуктов массовой культуры предать свои ценности, чтобы удовлетворить требования китайского правительства, отмечает автор.
Она напоминает, что в 2002 году интернет-платформа Yahoo нарушила конфиденциальность и раскрыла правительству Пекина имя китайского диссидента Ван Сяонина, который анонимно использовал платформу для критики правительства.
Затем, как утверждает автор, статья Bloomberg о состоянии китайского лидера Си Цзиньпина в 2012 году, повлекла за собой резкое сокращение подписок на терминалы агентства, поскольку правительственным чиновникам якобы запретили на них подписываться. Сайт компании был заблокирован, а ее журналистам было отказано в визах.
Через год агентство Bloomberg опубликовало крупное разоблачение, в котором подробно описывались связи между неким китайским магнатом и семьями лидеров Коммунистической партии. Как сообщила The New York Times, главный редактор Bloomberg закрыл статью, которая перед этим прошла несколько стадий юридической и редакционной проверки, чтобы компанию не выдворили из Китая.
Голливудские студии изменили сюжетные линии, чтобы изменить этническую принадлежность китайских злодеев и даже превозносили китайскую армию, чтобы попасть в число нескольких иностранных фильмов, которые каждый год отбираются в Китае для распространения на материке.
Недавно Warner Brothers поместили в фильм «Барби» детский рисунок — карту, на которой изображена так называемая девятипунктирная линия — морская граница с Вьетнамом, которую признает Китай и не признает Вьетнам. Это может быть ошибкой, а может быть попыткой угодить властям Пекина. В любом случае, фильм «Барби» получил критику правительства Вьетнама, а в Китае приветствовался как кассовый хит.
«Хотя некоторые компромиссы кажутся мелочными, они указывают на то, как глобально влиятельный Китай может использовать свою власть не только для контроля информации внутри своих границ, но и для корыстного формирования нарративов во всем мире. Для Китая культура — это не просто национальный продукт, а основной инструмент социального контроля и политической стратегии», — пишет автор.
Вместе с тем полное культурное отделение Соединенных Штатов от Китая автору тоже кажется неразумным, поскольку может уменьшить перспективу будущей разрядки отношений.