Человечество переживает «безавторитетную эпоху» — Кургинян
Впервые в истории общество живет в отсутствии мегарегулятора — высшего общепризнанного авторитета, пишет философ, политолог Сергей Кургинян в статье «Токсичность нон-стоп», опубликованной в газете «Суть времени».
Полный текст статьи: Токсичность нон-стоп
Политолог указал, что человечество прошло через три эпохи «мегарегулирования» с помощью высшего общепризнанного или сакрального авторитета. Мегарегуляторами первой эпохи были, по словам Кургиняна, боги и их жрецы.
«Эти жрецы выступали высшим общепризнанным авторитетом как для страшно малого круга культурных людей, так и для общества в целом. Кто-то мог проблематизировать этот авторитет, что чаще всего порождало самые печальные последствия», — пояснил философ.
Авторитет мегарегулятора признавался абсолютно. Стороны межрелигиозных конфликтов боролись за сакрализации, по-разному понимаемые, не оспаривая необходимость самой сакральности. Например, протестанты и католики могли иметь разное мнение о непорочном зачатии Иисуса Христа, но сакральность Христа не подвергалась сомнению.
Вторая эпоха ознаменовалась сакрализацией разума. Политолог напомнил, что во время Великой французской революции Максимилиан Робеспьер учредил новый культ — культ Богини разума.
«Но дело не в такой буквальной сакрализации, а в том, что разум, отрицая божественную сакрализацию, сумел сам стать таким же авторитетом, каким до него были божественные инстанции. Он стал авторитетом всеобщим и абсолютным. И если ранее регуляция осуществлялась божественностью, то теперь она начала осуществляться разумностью», — отмечает Кургинян.
Эпоха авторитета разума была недолгой и сменилась эпохой авторитета истории. Ее родоначальником был Георг Гегель. Карл Маркс придал истории характер высшего авторитета, который окончательно утвердился после победы Великой Октябрьской социалистической революции, подчеркнул Кургинян.
Четвертую эпоху, наступившую сейчас, Кургинян называет «безавторитетной» — в отличие от предыдущих трех «разноавторитетных» эпох.
«Четвертая эпоха ознаменована крахом СССР и коммунистического проекта, рассуждениями о конце истории, конце человека, конце гуманизма, информационной революцией, огромной ролью интернета в человеческой жизни, снятием абсолютной нищеты в том, что касается хотя бы западного человечества, новым подходом к образованию, новым отношением к производительным силам и — отсутствием общезначимых авторитетов», — объяснил политолог.
Кургинян описал существующее положение цитатой из романа Льва Толстого «Воскресение», в котором герой на вопрос, признает ли он царя, отвечает: «Отчего не признавать? Он себе царь, а я себе царь».
Авторитеты в обществе есть, подчеркнул лидер движения «Суть времени», их «до фига», как в советском анекдоте про автобус и интеллигентов, «но каждый из них существует сам по себе, в виде автора суждений, на которые в большей или меньшей степени ориентируется какое-то число людей».
Читайте также: Газета «Суть времени» — свежий номер