ОСК заявила о планах создания собственного плавучего космодрома
Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) присматривается к проекту создания плавучего космодрома. Об этом рассказал генеральный директор ОСК Алексей Рахманов 23 августа на форуме «Армия — 2020», сообщает ТАСС.
«У нас есть некоторые мысли на этот счет. Есть набор технологических решений, который позволяет сделать подобный комплекс эффективнее, чем это было 25-30 лет назад. И нам бы хотелось вернуться на этот рынок, потому что мы понимаем, что такого рода суперструктуры будут весьма востребованы», — сказал Рахманов в ответ на вопрос, что компания может предложить вместо «Морского старта».
«Морской старт» — реализованный проект космодрома морского базирования, основу которого составляет пусковая плавучая платформа Odyssey и командное судно. В состав комплекса входит также ряд оборудования наземного базирования.
В основе проекта лежит идея осуществлять ракетные пуски, используя по максимуму энергию вращения Земли. Чем ближе к экватору расположен объект, тем выше скорость, с которой он перемещается относительно центра масс планеты и тем меньше топлива необходимо затратить, чтобы разогнать объект до космической скорости, позволяющей аппарату удерживаться на орбите.
К примеру, старт с экватора позволяет ракете Союз 5 вывести на орбиту 23 тонны вместо 17 при старте с Байконура. С учетом инфраструктурных и геополитических возможностей неплохим вариантом космических стартов с экватора является старт с морской платформы.
Проект «Морской старт», задуманный в СССР, в качестве платформы использовал построенную в 1982–1984 годах в Японии буровую платформу Ocean, выкупленную и отремонтированную на Выборгском судостроительном заводе после крупнейшего в морской истории пожара в сентябре 1988 года, в ходе которого добывавшая в Северном море нефть платформа сильно пострадала.
В 1996–1997 годах стартовая платформа была переоборудована на норвежской верфи «Rosenberg» в Ставангере. Окончательно в рабочее состояние СП была приведена на переименованном в «Кварнер-Выборг-Верфь» Выборгском судостроительном.
Сборочно-командное судно было построено специально для «Морского старта». Основа была собрана в шотландском Глазго в 1997 году, после чего судно было доработано и оснащено оборудованием.
Для реализации проекта морских космических запусков в 1995 году был создан Международный консорциум Sea Launch Company (SLC).
Акционерами консорциума стали взявшаяся обеспечить общее руководство и финансирование проекта в целом американская Boeing Commercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации «Боинг»), получившая 40% акций, российская Ракетно-космическая корпорация «Энергия» (25%), украинское КБ «Южное» (5%) и украинское же ПО «Южмаш» (10%), а также зарегистрированная в Норвегии судостроительная компания Aker Kværner (20%).
Штаб-квартиру консорциума разместили в Лонг-Бич, Калифорния. Исполнителями контрактов стали российские «КБ транспортного машиностроения» и ЦКБ «Рубин». Начальная стоимость проекта была определена в 3,5 миллиарда долларов США.
Первый пуск состоялся в марте 1999 года. Всего было осуществлено 36 запусков, из которых 3 завершились аварией, один выполнил задачу частично.
22 июня 2009 года консорциум объявил о банкротстве, оценив имеющиеся в распоряжении компании активы в сумму от 100 до 500 миллионов долларов, а долги — в сумму от 500 миллионов до 1 миллиарда долларов. Причиной такого результата стало то, что взявшийся за такую работу один из совладельцев проекта не обеспечил платежеспособными заказами расчетную интенсивность ракетных запусков.
В 2010 году американский суд согласился с мнением акционеров и утвердил решение, согласно которому дочернее предприятие РКК «Энергия» владеет 95% акций консорциума, дочка «Боинга» — 3%, дочка норвежской судостроительной компании — 2%.
Работа по ведению переговоров о продаже активов корпорации с США, КНР, Австралией, ОАЭ завершилась в 2016 году соглашением с «Боингом» о сумме долга в 330 миллионов долларов, которые «Боинг» получит от НАСА, по заказу которого РКК «Энергия» за 373 миллиона долларов обеспечит места на кораблях Союз для пяти американских астронавтов в 2017–2019 годах.
Приобретателем оборудования «Морского старта» стал совладелец группы S7 Владислав Филев. Сделка на сумму 6,28 млрд руб, одобренная советом директоров РКК «Энергия», оказалась закрыта осенью 2018 года.
В настоящее время оборудование морского и наземного базирования перемещено в приморский порт Славянка на Дальнем Востоке. Разработаны планы, согласно которым комплекс обеспечит 70 запусков в течении 15 лет.
Ремонт и модернизацию комплекса будет исполнять Славянский судостроительный завод. Разрабатывать и поставлять необходимое оборудование — РКК «Энергия». Работы по приведению комплекса в готовность к исполнению задач потребуют около года и суммы, эквивалентной ста шестидесяти миллионам долларов.