В ТГУ учат пользователей Сети распознавать фейки
Чат-бот для мессенджера Telegram, обучающий в игровой форме выявлять фейки, разработали сотрудники Центра прикладного анализа больших данных Томского государственного университета (ТГУ) совместно с филологическим факультетом и факультетом исторических и политических наук, 17 мая сообщает пресс-служба вуза.
Отвечая на запрос общества на достоверную информацию, специалисты центра Эдуард Сайфулин и Алексей Благинин реализовали предложенную директором центра Вячеславом Гойко идею проекта, призванного развивать у студентов критическое отношение к информации, публикуемой в интернете, а текстовый контент создали филологи и историки ТГУ.
Эдуард Сайфулин пояснил решаемую разработчиками задачу: «Цель проекта — развитие у студентов критического мышления. Вместе с филологами ТГУ мы разработали концепцию чат-бота в форме игры, где нужно определить, является ли фейком предложенная новость или высказывание. Главный посыл разработки: любую информацию нужно проверять, если вы не доверяете полностью ее источнику».
В «игре» пользователю задаются 22 вопроса, которые охватывают такие характеристики текста, как его качество, эмоциональность, смысловая нагрузка и другие. Ответив на вопрос, играющий получает развернутую справку о различных признаках фейка, а также ссылки на источники, которые подтверждают или опровергают достоверность текста.
По результатам прохождения теста пользователь может сам оценить уровень критичности своего мышления, сравнив полученный результат с максимальными 22-мя баллами. В дальнейшем программа будет доработана, с тем чтобы предоставить социологам данные для изучения проблемы достоверности информации в Сети.
Декан филологического факультета ТГУ Инна Тубалова пояснила один из критериев, который поможет пользователю разобраться в истинности предложенной ему информации. Она рассказала, что создатели фейков манипулируют читателем, маскируя недостоверную информацию под достоверную. Но из-за того что фейки обычно создаются быстро, в них содержится много ошибок.
«Мы хотели показать молодежной аудитории, как можно заподозрить недостоверность информации. Развитие у студентов критического мышления и раньше было одной из образовательных задач ТГУ: без этого невозможно получение исследовательского результата. Критическое мышление — обязательная доминанта картины мира — и бытовой, и социальной, и научной», — разъяснила цель проекта Инна Тубалова.