Неудобный поляк. Почему в Польше замолчали гибель Ежи Тыца на СВО

Иоганн Генрих Фюссли. Молчание (фрагмент)
Иоганн Генрих Фюссли. Молчание (фрагмент)

Образ польского активиста Ежи Тыца, погибшего на СВО на стороне России, настолько опасен для информационного поля Польши, что польские СМИ предпочли не сообщать о его гибели даже в негативном ключе, сообщает европейская редакция ИА Красная Весна.

Ежи Тыц, много лет занимавшийся реставрацией советских памятников в Польше, погиб в зоне СВО, сражаясь в составе российской армии. О его смерти сообщили 21 сентября власти Курской области России, где он жил в последние годы. Тыц был главой ассоциации «Курск», которая восстанавливала военные могилы и памятники воинам Красной Армии на территории Польши.

За свою деятельность по сохранению памяти о советских солдатах он был награжден медалью от министра обороны Сергея Шойгу. Тыц был вынужден уехать из Польши из-за давления русофобских властей страны.

После переезда в Россию он вступил в российскую армию для участия в СВО против Украины. «На фронте он взял позывной „Зыгмунт“ и до конца оставался верен своим убеждениям, сражаясь против неонацистов. Светлая память!», — говорится в сообщении властей Курской области.

Показательно, что несколько десятков наиболее крупных польских СМИ проигнорировали это событие и не стали использовать даже как инфоповод для очередного нагнетания русофобии. О гибели гражданина Польши на СВО написали только претендующий на объективность портал Kresy, а также всеядный Onet.

Главный страх властей и редакций СМИ заключается в том, что фигура Тыца может быть воспринята как демонстрация альтернативы текущему курсу, подкрепленная героизмом и самопожертвованием. Его образ — человека, действовавшего по убеждениям и награжденного за сохранение памяти, — бросает вызов монополии русофобского нарратива, показывая иную модель отношений с Россией и другой взгляд на историю.

Освещение такого факта могло бы спровоцировать сложную внутреннюю дискуссию о природе патриотизма и расколах в обществе, выведя на свет загнанные за Можай пророссийские настроения. Это крайне невыгодно правящей партии, стремящейся к консолидации общества вокруг единой антироссийской позиции.

Замалчивание гибели гражданина своей страны является не случайным упущением, а осознанной стратегией, направленной на избежание идеологически неудобной полемики. В данном случае политическая целесообразность и стремление сохранить монополию на патриотический нарратив возобладали над этическими нормами журналистики, требующими информирования о значимых событиях, даже самых неудобных.