Митрополит Иларион: преступлениям большевиков против церкви нет оправдания
Преступлениям Советской власти против Церкви нет оправдания, заявил председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Иларион 26 ноября в интервью Российской Газете.
Оценивая революцию, Иларион отметил, что церковь не вступает в споры об исторических фактах, которые повлияли на события 1917 года. При этом он дал свою оценку действиям Советской власти
«Невозможно построить справедливое общество без Бога. А власть, которая противопоставляла себя Богу, навязывала людям атеизм и развернула беспрецедентные по масштабам гонения против Церкви, запятнала себя своими преступлениями. И этим преступлениям нет никакого оправдания», — заявил митрополит.
В год столетия Революции 1917 года подавляющее большинство официальных представителей церкви и власти в России продолжают придерживаться безапелляционной позиции осуждения действий большевиков по широкому кругу вопросов, в том числе и по вопросу их взаимоотношений с церковью.
Невозможно отрицать сам факт репрессий в отношении духовенства Русской Православной Церкви со стороны Советской власти. Вместе с тем, стоит отметить, что в области оценки численности жертв репрессивной политики и других фактов имеет место множество спекуляций. Именно «дутые» цифры и «леденящие кровь» домыслы позволяют давать столь радикальные оценки советскому периоду нашей истории.
Между тем, история взаимоотношении Церкви и Советской власти была очень сложной, и оценивать ее, «не вступая в споры об исторических фактах», по меньшей мере, странно.
Так, оценки числа жертв репрессий среди духовенства разнятся в десятки и даже сотни раз. Зачастую приводится численность жертв, превышающая общую численность духовенства в стране.
Большевиков выставляют инициаторами гонений на Церковь, а народ — жертвой этих гонений. Между тем, сообщения в прессе за 1917 год и воспоминания очевидцев свидетельствуют: массовый процесс разграбления крестьянами и горожанами, то есть рядовыми представителями населения, церковных приходов, отъема церковных земель и изгнания священников — вплоть до архиепископов — из церквей начался в России сразу после февральской революции.
Авторитет Церкви к 1917 году сильно упал, в существенной степени из-за неподобающего поведения многих священников и церковных иерархов.
Стоит также отметить, что секуляризация, отделение церкви от государства, гонения на церковь во время крупных революционных процессов и гражданских войн не были исключительно русским явлением. Так, например, во время Великой Французской революции закрывали церкви, арестовывали и убивали священников, изымали церковные ценности, даже насаждали новоизобретенные культы Разума и Верховного Существа. Во время Революции 1931-1936 гг. испанцы массово поджигали и взрывали церкви, расправлялись со священниками, выпускали законы о запрещении монашеских орденов и конфискации церковного имущества. Есть и другие примеры.
Огульное осуждение целого периода нашей истории без попытки разобраться в объективных фактах может привести лишь к потере народом исторической памяти. И в этом случае уже нельзя будет вести речь ни о вере, ни о морали, да и само существование опоры Русской Православной Церкви — «Третьего Рима» — останется под большим вопросом.