Митрополит Иларион: преступлениям большевиков против церкви нет оправдания

Николай Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие. 1866
Николай Неврев. Протодиакон, провозглашающий на купеческих именинах многолетие. 1866

Преступлениям Советской власти против Церкви нет оправдания, заявил председатель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Митрополит Волоколамский Иларион 26 ноября в интервью Российской Газете.

Оценивая революцию, Иларион отметил, что церковь не вступает в споры об исторических фактах, которые повлияли на события 1917 года. При этом он дал свою оценку действиям Советской власти

«Невозможно построить справедливое общество без Бога. А власть, которая противопоставляла себя Богу, навязывала людям атеизм и развернула беспрецедентные по масштабам гонения против Церкви, запятнала себя своими преступлениями. И этим преступлениям нет никакого оправдания», — заявил митрополит.

Комментарий редакции

В год столетия Революции 1917 года подавляющее большинство официальных представителей церкви и власти в России продолжают придерживаться безапелляционной позиции осуждения действий большевиков по широкому кругу вопросов, в том числе и по вопросу их взаимоотношений с церковью.

Невозможно отрицать сам факт репрессий в отношении духовенства Русской Православной Церкви со стороны Советской власти. Вместе с тем, стоит отметить, что в области оценки численности жертв репрессивной политики и других фактов имеет место множество спекуляций. Именно «дутые» цифры и «леденящие кровь» домыслы позволяют давать столь радикальные оценки советскому периоду нашей истории.

Между тем, история взаимоотношении Церкви и Советской власти была очень сложной, и оценивать ее, «не вступая в споры об исторических фактах», по меньшей мере, странно.

Так, оценки числа жертв репрессий среди духовенства разнятся в десятки и даже сотни раз. Зачастую приводится численность жертв, превышающая общую численность духовенства в стране.

Большевиков выставляют инициаторами гонений на Церковь, а народ — жертвой этих гонений. Между тем, сообщения в прессе за 1917 год и воспоминания очевидцев свидетельствуют: массовый процесс разграбления крестьянами и горожанами, то есть рядовыми представителями населения, церковных приходов, отъема церковных земель и изгнания священников — вплоть до архиепископов — из церквей начался в России сразу после февральской революции.

Авторитет Церкви к 1917 году сильно упал, в существенной степени из-за неподобающего поведения многих священников и церковных иерархов.

Стоит также отметить, что секуляризация, отделение церкви от государства, гонения на церковь во время крупных революционных процессов и гражданских войн не были исключительно русским явлением. Так, например, во время Великой Французской революции закрывали церкви, арестовывали и убивали священников, изымали церковные ценности, даже насаждали новоизобретенные культы Разума и Верховного Существа. Во время Революции 1931-1936 гг. испанцы массово поджигали и взрывали церкви, расправлялись со священниками, выпускали законы о запрещении монашеских орденов и конфискации церковного имущества. Есть и другие примеры.

Огульное осуждение целого периода нашей истории без попытки разобраться в объективных фактах может привести лишь к потере народом исторической памяти. И в этом случае уже нельзя будет вести речь ни о вере, ни о морали, да и само существование опоры Русской Православной Церкви — «Третьего Рима» — останется под большим вопросом.