1. Культурная война
  2. События культурной жизни
Москва, / ИА Красная Весна

«Мы хотим быть кем-то»: певица Гречка выпустила новый альбом

Изображение: Okras
Певица Гречка на VK Fest 2018
Певица Гречка на VK Fest 2018

Свой новый альбом под названием «Мы будто персонажи» выпустила певица Гречка. Аудиозапись выложена 9 ноября на сервисах «Яндекс.Музыка» и Apple Music.

Пластинка содержит 8 композиций общей длительностью около получаса. На ней Гречка осталась верна своему творческому почерку: нарочито неразборчивый вокал, глубокие пульсирующие басы и максимум атмосферности вряд ли разочаруют преданных фанатов певицы. В погоне за модным звучанием она еще больше «сгладила углы», чем на своих предыдущих дисках.

Некоторой панковской «непричесанностью» отдает разве что песня «Школа для дураков»; в остальном же певица отдалась на волю брит-попа с его обволакивающим и «ни к чему не обязывающим» саундом. Сама Гречка призналась в интервью изданию «Афиша», что вдохновлялась при записи альбома творчеством группы Coldplay — одной из английских команд этого популярного жанра.

Весь драйв, которого так недостало самой музыке, певица вложила в тексты своих новых песен. В них поднимаются темы, понятные и близкие «поколению Z»: уличная романтика, неразделенная любовь, неповиновение старшим и стихийный поиск своего подлинного «Я».

Подростки из песен Гречки обустраивают свой собственный мир, где они «могут быть, кем хотят», и в котором заведомо нет места взрослым. И если год назад лирическая героиня Гречки еще извинялась перед родителями за свою беспутную жизнь (песня «Мама, прости» с альбома «Звезды только ночью»), то теперь дочка уже вряд ли когда-нибудь «снизойдет» до диалога с матерью.

Конфликт поколений обостряется до предела в двух флагманских треках — «Хочем» (орфография сохранена — прим. ИА Красная Весна) и «Школа для дураков». Певица посылает старших по тому же нецензурному адресу, по которому отправляла домашних школьница Катя из скандального фильма «Все умрут, а я останусь».

Как и героиня Валерии Гай Германики, персонаж Гречки не щадит ни родителей, которые «так пригрелись к этим стульям», ни школьных учителей, для которых «экзамены важнее жизни». «Мы стираем ваши имена», — обращается она то ли к ним персонально, то ли ко всем взрослым в этом мире.

Изображение: Цитата из х/ф «Все умрут, а я останусь». Реж. Валерия Гай Германика. 2008. Россия
«Мам, а не пошла бы ты на ...?»
«Мам, а не пошла бы ты на …?»

В песнях Гречки она и ее приятели «гуляют всю ночь до утра» уже не просто так, а с полным сознанием своего превосходства над теми, кто ждет их дома. После полуночи подростки оказываются «ближе к звездам», в то время как их родители прозябают при свете дня, «пряча свою жизнь в своей квартире».

Сама же молодежь если где и прячется, то в темной подворотне и под абстрактными масками, как это изображено на обложке альбома. По всей видимости, перебором этих масок они и пытаются найти для себя подходящего «персонажа», кем бы он ни был.

Отметим, что певица Гречка (настоящее имя — Анастасия Иванова) стремительно ворвалась на отечественную молодежную сцену около года назад, когда ей было всего 17 лет. Дебютный альбом «Звезды только ночью» появился в сети Интернет в декабре 2017 года, а уже через месяц ведущие музыкальные издания наперебой величали пластинку «главным открытием сезона».

Отметим также, что ажиотаж вокруг творчества Гречки подогревается ее заочным соперничеством с другой властительницей юных ушей, умов и сердец — Лизой Монеточкой (настоящее имя — Елизавета Гырдымова). К такому сопоставлению подталкивает имиджевый контраст между двумя певицами: если Монеточка играет роль мечтательной «девочки с филфака», то Гречка эксплуатирует образ «оторвы» и «пацанки» в рваных джинсах и с сигаретой в зубах, которого нисколько не стесняется, судя по ее постам в Instagram.

Комментарий редакции

Главная драма таких юных бунтарей от музыки, как Гречка — замкнутость их протеста в границах одного поколения. Вот они и обращают всю свою энергию против «родаков», вместо того чтобы разоблачать действительных виновников своей, и одновременно общей для всех, несвободы. Именно поэтому «поколение Z» не желает ничего знать о будущем, кроме того, что «дальше [родителей] не будет».

Конечно, сильные мира сего еще со времен хиппи умели направлять молодежный протест в беззаботное и отчасти инфантильное рок-н-ролльное русло. Однако даже им не удавалось свести рок-музыку к сугубо подростковой забаве. Проблемы, волновавшие большинство рокеров — от The Beatles до панков первой волны (The Clash, Sex Pistols), — были еще проблемами всего общества, а не одних только скучающих тинейджеров. Конечно, из этого правила были свои исключения — например, альбом Quadrophenia (1973) группы The Who, но и они скорее высвечивали проблемы взросления, нежели воспевали сиюминутные подростковые прихоти.

Тенденция к обособлению подросткового бунта наметилась только на рубеже 1980-х и 1990-х гг. с возникновением гранжа — поджанра альтернативной музыки родом из американского Сиэттла. Такие группы, как Nirvana и Pearl Jam, обустроили для малолетних фанатов свой мирок, в который не пристало соваться взрослым, и тем самым лишили молодежный протест социальной составляющей, обескровив его. Именно об этом, пусть и по другому поводу, предупреждал французский философ Жан Бодрийяр еще в 1970 году: «… предписывая молодежи восстание., убивают одним ударом двух зайцев — предотвращают восстание, рассеянное во всем обществе, приписывая его особой категории людей, и нейтрализуют эту категорию, замыкая ее в особой роли».

Условная Гречка в наши дни — явление еще более симптоматичное, чем условная Nirvana четверть века назад. Ибо на примере нашей героини мы видим не просто бунт против старшего поколения, а полное отпадение от мира взрослых. И если любой открытый конфликт еще может разрешиться примирительной новизной, то глухая вражда отцов и детей ввергнет нас в «холодную» гражданскую войну между теми и другими, в горниле которой погибнут все наши надежды на лучшее будущее, а то и мы сами.