Непотопляемый Николай II вновь всплыл. На этот раз в Минеральных водах
Мраморный барельеф Николая II установили казацкие активисты 14 июля на железнодорожной станции Минеральных вод, сообщает ТАСС.
Барельеф представляет собой гранитную доску размером 120 на 200 см, на которой выгравирован последний император Российской империи Николай II. Самодержец изображен одетым в папаху, в черкеске и с другими традиционными казачьими атрибутами.
Поводом для установки барельефа послужил визит императора в Минеральные воды в декабре 1914 года. Сообщается, что этому поспособствовали активисты местного казачества. Также известно, что изображение Николая II уже успел освятить архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт.
Отметим, что антисоветски настроенные круги все чаще стремятся увековечить память о дореволюционных деятелях, которые вызывают отторжение в народных массах. Так, в 2016 году на улицах Санкт-Петербурга появились памятные доски Колчаку и Маннергейму. Под давлением общественности обе таблички год спустя были демонтированы и перенесены в Царское село подальше от глаз петербуржцев.
Отметим также, что апологеты монархических идей систематически вбрасывают образ Николая II в российское культурное пространство. Подобные события зачастую случаются не к месту и не ко времени, а потому сопровождаются громкими скандалами.
Так, 9 мая 2016 года табличка с изображением Николая II появилась в колонне шествия «Бессмертного полка» наряду с портретами ветеранов Великой Отечественной войны. Пронесла транспарант, вопреки букве и духу шествия, Наталья Поклонская — бывший прокурор Республики Крым, депутат Госдумы РФ от фракции «Единая Россия» и страстная обожательница последнего русского императора. Поведение Поклонской вызвало недоумение не только в просоветских кругах, но и у простых граждан, которые вышли на «Бессмертный полк» вне всякой связи со своими политическими убеждениями.
Появление барельефа Николая II в Минводах — очередное проявление «ползучей десоветизации», пусть и не такое явственное, как не столь давняя попытка установить памятные доски Колчаку и Маннергейму в Санкт-Петербурге.
Конечно, монархистам нельзя запретить самовыражаться в культурном пространстве, если они занимаются этим в рамках закона. Более того, вдохновение для исторических свершений можно черпать в любом периоде нашей истории, включая романовский. Однако случай Николая II стоит особняком. Образ последнего императора накрепко связан с русским пораженчеством, ведь именно последний император не смог уберечь вверенное ему государство от распада.
Но дело тут не столько в историческом проигрыше Российской империи, которая, по словам В. Розанова, «стухла в три дня». В конце концов, Советский Союз претерпел в итоге не меньшую катастрофу. Важнее другое: пораженцы-монархисты, в отличие от проигравших коммунистов, норовят ввергнуть русский народ в морок самоуничижительного покаяния, от которого народ уже вряд ли когда-нибудь сможет оправиться. Именно поэтому навязчивое продвижение Николая II никак не способствует укреплению русской самости, даже если сделать крайне проблематичное допущение, что эту самость можно было бы утвердить без опоры на советские ценности.