Ветераны ВКС рассказали о важности Договора по открытому небу для России
Договор по открытому небу (ДОН) был очень важен для России, 18 декабря сообщил ТАСС со ссылкой на неназываемых участников реализации договора со стороны России.
В канун прекращения действия ТАСС опросил ветеранов Воздушно-космических сил Российской Федерации (ВКС), которые участвовали в полетах в рамках договора. Они рассказали об особенностях в реализации договора.
Один из собеседников рассказал, что возможности договора не были исчерпаны, для реализации договора создавалась специальная техника оптической разведки: «Даже при наличии спутниковой составляющей разведки качественную тактическую разведку мог обеспечить только самолет».
«В условиях реального отставания в развитии космической компоненты наблюдения и разведки для России было крайне важно иметь возможность ежегодно, а иногда и пару раз за год, проводить высококачественную съемку всех основных военных и стратегических объектов стран НАТО», — сообщил другой собеседник.
Собеседники отметили, что полеты в рамках договора всегда приносили ценную информацию России о динамике военного строительства и развитии вооруженных сил.
Также ветераны обратили внимание на разное отношение к российской стороне в Европе и Америке. В европейских странах к российским экипажам относились достаточно доброжелательно, лояльно проводили проверку самолетов, европейцы ценили возможность дипломатического общения по военным каналам. В США и Канаде всё было по-другому, дотошные проверки самолетов, даже были прямые провокации: военные США перед вылетом нашего Ту-154 сломали ему трапом дверь, полет стал невозможен. Очевидно, США запретили полеты над своей территорией, когда почти все их потребности стала закрывать спутниковая разведка.
Напомним, Договор по открытому небу подписали 27 стран в 1992 году. Однако он начал действовать с 1 января 2001 года. Договором предусматриваются инспекционные полеты для контроля военной деятельности. Допускается только оптическая разведка без фиксации излучений в других спектрах.
США окончательно вышли из договора 21 мая 2020 года. Россия отказалась от договора 18 декабря 2021 года.