Великая плотина на Ниле изменит расклад сил в Восточной Африке
Строительство плотины Хидасэ, она же «Ан-Нахда», на реке Голубой Нил в Эфиопии входит в завершающую стадию, пишет 8 июля Financial Times.
Как отмечает Давид Пиллинг, обозреватель издания, в начале июля эфиопские инженеры приступили к заполнению водой водохранилища крупнейшей гидроэлектростанции в Африке.
Проект стоимостью $4,8 млрд удвоит генерирующие мощности Эфиопии и обеспечит дополнительный толчок экономике страны, которая уже является самой динамичной и крупной экономикой в Африке к югу от Сахары, отмечает Пиллинг.
Однако строительство плотины увеличило напряженность в отношениях Эфиопии и Египта. В Каире справедливо опасаются предполагаемого сокращения стока воды в Ниле.
Объем водохранилища в Эфиопии — 74 миллиарда кубометров, тогда как годовой сток Нила в среднем 49 миллиардов кубометров.
Таким образом, ввод еще одной большой плотины после построенной в 1967 г. Асуанской ГЭС и запущенной в 2009 г. ГЭС Мероэ в Судане может негативно отразиться в первую очередь на Египте. Для этой страны потеря контроля над водными ресурсами Нила, определявшего его судьбу на протяжении тысячелетий, является критической.
Регион Африканского Рога, в котором доминирует Эфиопия с населением 110 млн человек, привлекает к себе внимание множества держав, таких как страны Персидского залива, Саудовская Аравия, Китай, Турция и США.
Они вложили миллиарды долларов инвестиций в порты, аэропорты, железные дороги, сельское хозяйство и образование региона. Кроме Эфиопии в регионе расположены гораздо менее густонаселенные страны — Джибути, Эритрея и Сомали, а также самопровозглашенное независимое образование Сомалиленд.
Эфиопию сильно отличает от них то, что с IV века это государство было христианским и сопротивлялось европейскому империализму, и, по сути, было единственным неколониальным регионом Африки.
Иностранные государства на протяжении десятилетий уделяли внимание региону из-за его близости к Красному морю и ко входу в Суэцкий канал. В последние годы государства Персидского залива и Китай вложили в страну значительные средства.
Пекин создал военную базу в соседней Джибути, а также финансировал и построил железную дорогу между Джибути и Аддис-Абебой, что помогло укрепить связь Эфиопии с морем.
Вдоль Африканского побережья Красного моря идет острая конкуренция за береговую линию и загрузку портов между Турцией, Объединенными Арабскими Эмиратами, Катаром и самой Эфиопией.
Из-за разногласий по поводу использования водных ресурсов Нила между Эфиопией и Египтом на эфиопского премьер-министра Абий Ахмеда давят Саудовской Аравия и США, призывая подписать с Каиром соглашение о разделе водных ресурсов, чтобы развеять опасения египетских властей по поводу Нила.
Читайте также: Посол Эфиопии в России раскритиковал обращение Египта в ООН из-за плотины