Британия и Евросоюз сближаются, преодолевая последствия Брексита

Великобритания и Европейский союз в понедельник заключили историческую сделку по устранению некоторых торговых барьеров, возникших после Брексита, и укреплению сотрудничества в области безопасности и обороны, стремясь уменьшить зависимость от непредсказуемых Соединенных Штатов. Об этом пишет 20 мая газета The New York Times.
Соглашение, обнародованное премьер-министром Великобритании Киром Стармером и Председателем Европейской комиссии Урсулой фон дер Ляйен в Ланкастер-хаусе, богато украшенном правительственном здании в Лондоне, является важной перезагрузкой для двух союзников.
Но окончательные детали нескольких важных политических мер еще не были согласованы, и Британии пришлось пойти на некоторые уступки, которые могли оказаться политически дорогостоящими для Стармера.
Соглашение призвано помочь обеим сторонам более тесно сотрудничать после того, как администрация Трампа дала понять, что сокращает свои обязательства в области европейской обороны, и ввела глобальные тарифы.
Это также подчеркивает стремление лейбористского правительства к «перезагрузке» отношений с Европейским союзом, в который входят 27 стран, спустя почти девять лет после того, как британцы с небольшим перевесом проголосовали за выход из ЕС — решение, которое подорвало экономический рост Великобритании.
«Пришло время смотреть вперед, — сказал Стармер, — отойти от застарелых дебатов и политических баталий и сосредоточиться на выработке разумных, практических решений, которые принесут пользу британскому народу».
Это послание было поддержано фон дер Ляйен, которая сказала: «Сейчас мы переворачиваем страницу и открываем новую главу».
Однако немедленная враждебная реакция оппонентов мистера Стармера продемонстрировала политические опасности, с которыми сталкивается практически любой политик при пересмотре вопроса о Брексите, самого опасного и вызывающего разногласия в британской политике последнего времени.
В то время как опросы общественного мнения показывают, что большинство британцев сейчас считают, что выход из Европейского союза был ошибкой, идея сближения остается анафемой для меньшинства законодателей и избирателей, поддерживающих Брексит.
В соответствии с соглашением, европейским странам будет рекомендовано разрешить британцам пользоваться «электронными воротами» в Европе при пересечении границ. Путешествовать с домашними животными также станет проще. Продажа некоторых британских мясных продуктов в Европейском союзе — крупнейшем торговом партнере Великобритании — снова станет возможной, а отдельные пограничные проверки продуктов животного и растительного происхождения прекратятся.
Но наиболее важной частью сделки является партнерство в области безопасности, которое укрепит оборонное сотрудничество между сторонами. Это позволит им лучше объединять ресурсы и обмениваться технологиями и разведданными в тот момент, когда более агрессивная Россия и более неохотные Соединенные Штаты вынуждают Европу бороться за то, чтобы лучше защитить себя, пишет NYT. Новое соглашение также может открыть британским компаниям путь к полноправному участию в новой кредитной программе Европейского союза на оборонные закупки объемом 150 миллиардов евро.
«Очень важно и знаменательно, что Великобритания возвращается к центру Европы, когда речь заходит о вооруженных силах и обороне», — сказал Пол Дейлс, главный экономист крупнейшей в Европе консалтинговой компании в области макроэкономики Capital Economics.
Остальную часть сделки, которая касается торговли и трансграничного перемещения, он назвал «гораздо меньшим толчком».
Одним из самых деликатных вопросов на торговых переговорах было расширение права европейских траулеров вести промысел в британских территориальных водах в обмен на снижение торговых барьеров для британских продовольственных товаров, ввозимых в гигантскую единую экономическую зону ЕС.
После обсуждений, которые продолжались почти до последней минуты, стороны договорились, что европейским судам будет разрешен доступ в британские рыболовецкие воды до 30 июня 2038 года.
Однако, обеспокоенный потенциальной негативной реакцией сторонников жесткой линии по Брекситу, Стармер уже исключил вступление в единый рынок ЕС или таможенный союз — две меры, которые могли бы стимулировать экономический рост.
Теперь участникам переговоров предстоит обсудить многие детали, но Стармер, который назвал соглашение «беспроигрышным», сказал, что к 2040 году оно может приносить Британии девять миллиардов фунтов стерлингов в год. Несмотря на то, что это значительный объем, он составляет всего около 0,2% от объема производства.
Однако некоторые аналитики отметили, что сделка также ставит амбициозные цели в области энергетического сотрудничества, а также в приведении британской системы торговли квотами на выбросы в соответствие с европейской, что может принести экономические выгоды в долгосрочной перспективе.